суббота, 21 апреля 2012 г.

Диапазон - какие разные люди.

Нашла у себя странную папку с названием «Ненаписанные тексты». Сюда когда-то сваливались начала разговоров, которые я не успела или не захотела дописывать. Кстати, некоторые из них вполне ничего, можно будет вернуться и дописать. А вот один текст почти готов и, по-моему, вполне интересен. Я хотела его доделать немножко – но не получается, то ли я устала, то ли он сопротивляется. Я даже не помню, когда и по какому поводу я это написала. Но вот он:

На одном из семинаров мы говорили о том, что по мере духовного развития человека, повышается количество типов людей, с которыми он может иметь дело. То есть, самый простой, примитивный человек (хотя весь мой огромный опыт общения с людьми заставляет меня сомневаться в существовании простых, примитивных людей) – ну так вот, находясь на низших ступенях развития, человек принимает всего один-два типа людей, все остальные кажутся ему чужаками, даже врагами. Такой человек готов общаться только с совершенно таким же, либо очень похожим. Ну или похожим на его отца-мать-тетку Луизу.
По мере того, как человек становится сложнее и выше, он начинает понимать, что все люди разные. Бывают и такие, и такие… И он уже не протестует против людей, которые чем-то от него отличаются.
И чем выше человек, тем больше диапазон.
Это забавно показано в фильме Ширли-Мырли, кто помнит. Гениальные диалоги там были. Герои, которых играл Валерий Гаркалин – то есть фактически идентичные внешне – сначала мучительно протестовали друг против друга («Еврей», «цыган»…) – но потом объединились и решили, что все-таки все национальности – это пустое, ерунда, а вот расы… И в момент, когда они согласно кивают головами, решив, что негры – это все-таки совсем, совсем не то… мимо них проходит все тот же Гаркалин – но, разумеется, темнокожий.
Комедия комедией, но ведь так оно и есть. Сначала человек готов принять маму и папу, а все остальные ему чужие и страшные… Потом дерется с мальчишками с соседней улицы… Потом радостно цепляется за людей из того же города… страны… Ну должен же он когда-нибудь дойти до понимания – что абсолютно все люди – люди?
Это еще у Воннегута в Колыбели для кошки прекрасно рассказано: одна из героинь книги всех людей мира разделяет на хужеров (жителей штата Индиана) и остальных. Страстно ищет хужеров, где бы она ни оказалась, и просит их называть ее «мамочкой». На этом сконцентрированы все ее устремления, мысли и разговоры.
То есть, чем больше духовный и личный опыт человека, тем большее количество разных людей может стать его друзьями, партнерами и любимыми. Можно использовать, как небольшой тест для внутреннего употребления: насколько разные люди твои друзья, любимые, партнеры по делу? Чем больше разных людей в близком окружении – тем выше ступень твоего развития.
Да это, наверное, не только с общением так: чем взрослее и умнее человек, тем он неприхотливее и в плане еды (постепенно учится не просто есть, но и любить помидоры, баклажаны, оливки, мидии).
То есть, диапазон приемлемости мира вообще растет.
Но с другой стороны, в какой-то момент начинается противоположный процесс: человек начинает знакомиться с самим собой и понимает, что он на самом деле любит, что ему на самом деле вкусно и нужно.
Сначала это скорее вкусы семьи или общества. (Вспоминается фраза из автобиографии Иоанны Хмелевской. Сын спрашивает у матери: «Мам, я это люблю?» и не начинает есть, пока не получит положительный ответ). Так вот, в какой-то момент ты начинаешь понимать, что тебе лично нужно и приятно то, что другие могут и не одобрять. Ты говоришь: «Да, этот человек вовсе не является красивым с общепринятой точки зрения, но он именно такой, как мне нужно…» Или тебе говорят: «Угощайся, посмотри какие бутеры с икрой!» - а ты вдруг понимаешь, что именно сейчас тебе хочется гречневой каши или баклажанов. Или едешь не на море, хотя все друзья и коллеги согласны с тем, что лучший отдых – на море. А забираешься в какую-нибудь глушь и лежишь там на стоге сена, смотришь на звезды и чувствуешь, что ты именно там, где и хотел быть.
Как хорошо вообще понимать, что ты сейчас именно там где и хотел быть. Именно с тем, с кем и хотел…
С одной стороны, в какой-то момент понимаешь, что можешь общаться с кем угодно, есть почти что угодно, быть где угодно.
С другой – почти в тот же самый момент начинаешь понимать, что  нужно на самом деле именно для тебя. То есть, настолько хорошо понимаешь и чувствуешь себя, что влияние всего остального мира не может тебя сбить с толку. Мир, кстати, то и дело сбивает нас всех с толку, и нужно обладать немалой душевной силой, чтобы этому противостоять.
Наверное, в итоге можно прийти к состоянию абсолютной, чистой приемлемости – весь мир такой, какой он есть, и я не хочу, чтобы он стал другим. К состоянию абсолютной, чистой независимости от кого бы то ни было, от любого мнения или даже от собственных привычек («Да, я всегда любил баклажаны, но сейчас я их не хочу»). Независимость, чистота, всеприятие – это святость или просветление…
Но, если честно, я не хотела бы стать просветленной. Я хочу жить и принимать других людей, а кого-то не принимать – не потому что он другой расы, а потому что он скотина. Дружить с теми, с кем мне здорово дружить. Любить именно такого мужчину, какой мне нужен, пусть он и не будет греческим богом. (Вот, кстати, меня тип греческого бога вообще ни разу не торкает). Есть всякие вкусные вещи.
Кстати, о вкусных вещах, еще одно вспомнила напоследок: Рамачарака писал когда-то, что йог умеет любить именно ту еду, которую он выбрал для себя. Он не позволяет себе считать, что что-то невкусно – вернее, он умеет считать вкусным именно то, что должен или вынужден есть. То, что йог ест, он считает вкусным. А не наоборот. Вот это, на мой взгляд, очень полезное умение!

Комментариев нет:

Отправить комментарий