понедельник, 29 ноября 2010 г.

о познании и уверенности... рассуждалка о фразе Ошо

С сайта Ошо: ежедневная no-thought of the day (не-мысль дня):

And each person is such an infinite mystery, inexhaustible, unfathomable, that it is not possible that ever you can say that "I have known her," or, "I have known him." At the most you can say, "I have tried my best, but the mystery remains a mystery." In fact the more you know, the more mysterious the other becomes. Then love is a constant adventure.

Извините за перевод, я не профессионал: «Каждый человек – это тайна, неисчерпаемая, бездонная, непостижимая. Невозможно, сказать когда-либо о ком-либо «Я узнал ее» или «Я узнал его». В лучшем случае, ты сможешь сказать «Я старался как мог, сделал, все, что мог, чтобы познать его, но тайна остается тайной». На самом деле, чем больше ты узнаешь другого человека, тем более загадочным он становится. Любовь – это постоянное, бесконечное приключение».

Мой отец как-то нарисовал кружочек. И сказал: смотри, внутри круга – то, что ты знаешь. Снаружи – то, чего ты не знаешь. Окружность – это те вещи, о которых ты знаешь, что их не знаешь J Ну, например, я знаю, что японский язык существует, но я его не знаю. Я знаю, что я не знаю почти ничего об устройстве звезд-карликов или о правилах внутреннего распорядка крестовых походов. Но есть вещи, которые лежат очень далеко от моего круга знаний, я не имею никакого представления о том, как они называются, и что именно там существует.

Так вот, чем меньше круг, тем более уверен в своей осведомленности человек. Потому что он уверен, что он не знает очень небольшое количество вещей. Почти все лежит далеко за пределами его маленького мира. Отсюда безапелляционная уверенность в себе людей глупых и недалеких. Когда Круг становится большим, то и длина окружности растет, а следовательно, уменьшается уверенность человека в себе – он знает так много, что уже понимает, как безгранично число вещей, которые лежат вне его круга.

Маленькая история-пример из детской книжки. У человека заболел живот. Его сын, студент-медик, подошел к нему и через минуту сказал: «Пап, это аппендицит». Потом приехал врач, он долго щупал больного, задавал ему вопросы, потом думал – и наконец, сказал: «Скорее всего, это аппендицит». Человек удивленно и гордо заметил: «А мой сын поставил диагноз за минуту!». На что старый врач ответил: «Видите ли, ваш сын знает две-три болезни с такой симптоматикой, а я – более ста…»

Именно поэтому мне так понравилась сегодняшняя фраза Ошо – чем больше мы познаем человека, тем больше мы понимаем, как мало мы знаем о нем.

Хотя здесь есть и другая сторона. Толстой в финале «Войны и мира» писал, помните? «Известно, что человек имеет способность погрузиться весь в один предмет, какой бы он ни казался ничтожный. И известно, что нет такого ничтожного предмета, который бы при сосредоточенном внимании, обращенном на него, не разросся до бесконечности».

Очень люблю эту цитату. И иногда, вот честно, полная поглощенность одного человека другим кажется именно такой вот погруженностью в предмет, по сути ничтожный и того не стоящий. А иногда – не кажется. Иногда действительно все так и есть – человек, как бесконечная тайна, как путешествие без конца с приключениями и неожиданностями. И тогда, я согласна, нет ничего более увлекательного и прекрасного.


Комментариев нет:

Отправить комментарий