суббота, 27 августа 2011 г.

Ото ж масштаб! (День радио, реплика Кортнева перед украинской песней)

Наткнулась на любопытную историю об Уильяме Рэндолфе Херсте. Этот издатель и основатель крупного газетного концерна, судя по всему, большую часть жизни был абсолютно беспринципным, но одаренным и смелым человеком.
К слову, во время маркетинговой войны изданий Херста и изданий второго магната – Пулитцера – появилось известное словосочетание «желтая пресса». Я почему-то всегда думала, что это связано с желтоватым цветом бумаги плохих газет.
Но оказывается, издания и того, и другого публиковали целую серию комиксов о приключениях смешного мальчика в желтой рубашке до пяток. Звали его Микки Дуган, а прозвище было «Желтый Малыш» (The Yellow Kid). Ну разумеется, желтой его рубаха была только в цветных изданиях. Его папу Карло - художника Ричарда Аутколта - Херст переманил у Пулитцера, тот нашел другого художника, после чего оба издателя увлеченно судились несколько лет. При этом тиражи значительно выросли у всех изданий, публиковавших комиксы.
Помимо газет и судебных разбирательств, мордочку Желтого мальчика активно использовали для детской одежды, конфетных оберток и даже сигарет. По сути, насколько я понимаю, это был первый в истории раскрученный зонтичный бренд (дело было в середине 1890-х годов).
И теперь прессу, живущую по завету великого дедушки Херста «Сенсация – прежде всего», называют «желтой». Относительно того, как это делать, у него было много заповедей. Скажу по секрету, что кое-что из его сентенций я планирую использовать в своем отчете для одного из современных изданий – по большому счету ничего не изменилось, а формулировал Херст замечательно, мыслил ясно и четко, да и публику знал как облупленную. То, что его принципы, сформулированные в 19 веке, полностью подтверждаются на фокус-группах, которые я провожу в начале 21-го, это еще одно доказательство того, что люди не меняются – как бы при этом ни менялась их жизнь… И особенно не меняется толпа, читающая желтую прессу.
А вот, собственно, история, которую я прочитала.
Тот самый Мэн
В феврале 1898 года в порту Гаваны (Куба тогда была испанской колонией) взорвался американский линкор «Мэн» (первый броненосный крейсер США), находившиеся на нем моряки погибли.  Несмотря на то, что никто не доказал, что причиной несчастья была испанская мина, президент Америки объявил Испании войну (что доказывает, что президенты Америки тоже не слишком-то меняются со временем, в частности, они не отказывают себе в удовольствии с кем-нибудь повоевать). Многие считают, что причиной объявления войны в мутноватой ситуации, стала настоящая истерика, в которой бились печатные издания. Чего они только ни придумывали, как ни расписывали зверства испанцев на Кубе, чтобы раскрутить американцев на ненависть к испанцам.
Президент Мак-Кинли
В качестве контрольного выстрела Херст использовал совсем странный прием – он опубликовал в The New York Journal выкраденное частное письмо испанского посла, где тот крайне нелестно писал об американском президенте. (помните: «Они обзывали тебя земляным червяком, Каа!»?)
Так вот, когда Херст услышал о взрыве, он велел снять все прочие новости с первой полосы того самого Journal и поставить огромный заголовок: «Война! Конечно, война!»
Рассказывают, что в начале этой заварушки несколько обескураженный корреспондент the Journal телеграфировал Херсту из Гаваны: «Здесь все тихо, никакой войны нет», тот ответил: «Обеспечьте иллюстрации, а войну я обеспечу».
Кстати, упорно ходили слухи, что и взрыв «Мэна» тоже был изначально организован Херстом… Во всяком случае, через две недели после взрыва тираж Journal вырос до 5 миллионов экземпляров.
История ужасная, да. Но масштаб личности производит впечатление, не правда ли?
А линкор все-таки жалко.
P.S. Войну американцы выиграли, они были намного богаче и намного лучше готовы к ней, да к тому же их поддержали национально-освободительные движения колоний Испании, которым она уже изрядно надоела. 13 августа 1898 года был подписан мирный договор. Испания отказалась от всех своих колоний в Азии и Америке — Филиппин, Гуама, Пуэрто-Рико и Кубы. Первые три стали владениями США, за что американцы выплатили Мадриду в качестве компенсации 20 миллионов долларов. Куба была провозглашена независимой республикой, однако фактически ее внешняя политика оказалась под американским контролем В бухте Гуантанамо была создана военно-морская база США. Ну а дальше вы знаете…


Комментариев нет:

Отправить комментарий