Сейчас веду проект по журналам и газетам.
И вот думаю. Было время, когда на обсуждение вопроса: откуда вы узнаете новости? – приходилось отводить довольно много времени. Респонденты рассказывали: «Сначала я смотрю новости с Максимовской, потом на ТВ 6, потом обязательно на Первом канале, чтобы узнать точку зрения правительства, потом – евроньюс, чтобы понять, что думают за рубежом…» - и так далее. Они начинали ссориться, доказывать, что их источники – самые правильные, дают наиболее объективную картинку.
Потом, примерно тогда, когда прижали НТВ, ответ на этот вопрос перестал занимать время вообще:
- где вы смотрите новости?
- по телевизору.
- по телевизору.
Все. Никакого обсуждения. А чего обсуждать-то?
Вот так и сейчас. «Да, это заказная статья». «Вы можете сказать, какое из изданий прогосударственное, какое более независимое? – Да все они – фишки на доске, все одинаково передвигаются одной и той же рукой».
Ни эмоций, ни обиды. Все понимают, что в стране – по выражению одного из респондентов, «фигня какая-то». Всем вроде бы плевать.
Когда-то давно я читала исследование зарубежного социального психолога, который доказывал, что чем больше жители страны заботятся о своей собственной жизни, и чем меньше они думают о политике, тем эта страна стабильнее и богаче. Вернее, наоборот: здоровый эгоизм жителей свидетельствует о благополучии общества в целом.
Но так ли у нас? Или это просто усталость? От того, что правительство живет в своих благоустроенных аквариумах, и не то, что видят окружающее через угол преломления – а просто не смотрят за пределы стеклянных бронированных стенок.
Усталость от амфор. От ресурсоориентированной экономики, когда все, что происходит в стране, зависит исключительно от цен на нефть и газ. От того, что разрушается промышленность, подорвана медицина, разорвано в клочки образование… От того, что все происходящее вовсе лишено доли разума – кроме собственного бабла и удовольствия, руководящие лица, кажется, ни о чем не думают. Да и то – и о бабле не думают, а скорее – действуют инстинктивно, пчелы и то от цветка к цветку перелетают более разумно.
Поэтому люди просто выключили политику из своей жизни, как если бы это была совершенно чуждая им, не имеющая отношения к реальности, скучная вещь.
И я не думаю, что это хорошо.
Когда они начинают говорить, они оживляются, они задают вопросы, жестикулируют, повышают голос. Видно, что им не все равно. Наверное, когда есть больное место, которое в целом жить не очень мешает, но вылечить его невозможно, человек просто старается его не трогать, забыть о нем, жить так, как будто этой руки, ноги, печени у него нет. Он может ходить, говорить, работать – с какими-то ограничениями, но может. Если больное место задеть, человек подскочит, крикнет что-то невразумительное, сморщится, а может и по уху неловкому попутчику дать. (Примерно так ведут себя на фокус-группах читатели газет и журналов, говоря о социальных и политических проблемах – спокойно, спокойно, а потом как закричат).
Но в принципе, можно даже сказать, что у этого человека все хорошо. Просто он – больной человек. У него нет малости – здоровья.
Так и наша жизнь. Хороша. Но чего-то важного не хватает, как бы мы ни делали вид, что нам все равно.
P.S. Кстати, наиболее остро и болезненно обсуждалось все, что связано с национальными вопросами, с поведением иммигрантов - взрывоопасная тема всплывала на каждой группе и вызывала шквал споров и эмоций. И это плохой признак, на мой взгляд.
Комментариев нет:
Отправить комментарий