Прочла статью Владимира
Ковальзона о гипнопедии. Гипнопедия – это обучение во сне, помните, как
в фильме «Большая перемена» герой Евгения Леонова пытался учить историю?
Короткий вывод: настоящая гипнопедия невозможна, поскольку
как только человек засыпает, внешние сигналы мозгом блокируются. Во сне мозг
работает только с тем, что он уже успел получить.
Но во время исследований (автор статьи – биолог,
профессионально занимается темой сна и бодрствования) выявились довольно
интересные штуки.
Например, для того, чтобы человек действительно усвоил и
запомнил полученную информацию, ему необходимо спать днем – хотя бы 15-20
минут, а лучше – сорок.
Нет, мы все это знаем, сколько раз за рабочую неделю мы
жалуемся друг другу на отсутствие «тихого часа» после обеда… Но получается, что
вот эти семь-восемь уроков подряд в старшей школе или даже пять-шесть в средней – это система, которая НЕ позволяет
ученику усвоить хоть что-нибудь. Информация, которая вот нанизывается одна на другую,
бесконтрольно падает и падает в мозг бессмысленной огромной кучей – просто не
может быть усвоена. Человек так устроен. Получается, что наша система
образования внутренне противоречива. Она вроде бы дает знания, но в такой
форме, в какой они не могут быть приняты… Пожалуй, я все-таки заберу сына из
его пафосной и очень дорогой школы в обычный экстернат.
Но есть и еще интересный эффект.
В Америке провели ряд опытов с запоминанием информации. Как
обычно – студенты и прочие подопытные кролики, ряды слов. Одна группа спит
после попытки запомнить материал, другая нет. Для материала, который учили
старательно – с несколькими повторениями - разница незначительная. Для материала, который
давали для запоминания только один раз, разница очень большая. НО вот то, что
меня удивило больше всего: Слова, которые были даны для запоминания были разными
по эмоциональной окраске. Негативные, позитивные и нейтральные. И люди, которые
пытались вспомнить предложенный ряд после бессонной ночи, помнили только
негативные.
И вот смотрите, что получается – речь не о выученных стихах
или списках дел, что мы сознательно для себя выбираем, а о сплошном ряду
событий, новостей, разговоров – том, что составляет нашу ежедневную жизнь, фон
каждого дня. Если мы не высыпаемся, то на следующий день в памяти останется только
или почти только плохое. Забудется
забавный парнишка, уступивший место беременной девушке, улыбка коллеги, солнце,
выглянувшее из-за туч. Останется толпа в метро, неприятный разговор в кабинете
начальника и вот это чувство «О боже, неужели это я?» с которым иногда смотришь
на свое случайное отражение в зеркальной витрине. И так день изо дня. Конечно,
при таком свойстве памяти жизнь начнет казаться совершенно нестоящей штукой.
И ведь опять-таки – так все устроено, что ну просто не
получается высыпаться как следует. Не говоря уже о сне днем. Кто так
неправильно устроил общество? Зачем кто-то – или мы сами? - построил домик
нашей жизни так, чтобы жизнь переставала нас радовать, как должна радовать
нормальная жизнь? И что с этим делать – мне, тебе, каждому – теперь, когда мы
знаем, что все не совсем так? А?
Надо что-то придумать…
Мало спать хорошо, надо все-таки себя заставлять вставать пораньше, как показывает практика. Намного бодрее себя чувствуешь, встав в 8, чем в 9-10...
ОтветитьУдалитьИлюш, это, наверное, индивидуально. Например, мне очень важно лечь до полуночи - и редко получается. Я где-то читала, что именно с полуночи до часу - самый хороший и полезный сон...
ОтветитьУдалить