среда, 6 июня 2012 г.

Никаких параллелей. К сожалению.

Париж, май 1968
Интересная история в свое время случилась с Шарлем де Голлем. Если помните, это тот генерал, который, когда правительство Петена сдалось перед стремительным наступлением гитлеровских войск, отказался признавать Францию побежденной, организовал Сопротивление и позже стал Президентом Франции. Он вел себя ничуть не хуже Жанны д’Арк, и даже, на мой взгляд, был много эффективнее.
Пока он не работал во власти, он писал книги, занимался семьей, которую очень любил, путешествовал. К слову, очень хорошо, когда у политика есть чем заняться, когда он вообще что-то умеет и любит, кроме власти. Он не так цепляется за кресло, если у него есть и другие интересы.  
Вторая Мировая.
Де Голль читает обращение
к французам,
призывая их не признавать
поражение.
С этой секунды началось
Сопротивление
В 1958 году Алжир стал жестоко и кроваво отбиваться от рук. Поубивали кучу мирного населения, в то время как Франция все была не готова рассматривать это как что-то серьезное. Но потом спохватились, призвали де Голля и он сначала жестко усмирил террористов из фронта сопротивления, а потом дал Алжиру независимость, но на условиях, которые были выгодны для Франции (с сохранением экономических и политических связей в регионе). Вообще, тоже полезная история для сегодняшнего дня.
Ну вот, и потом де Голль еще десять лет занимал пост Президента. Но те его качества, которые спасали Францию в минуты кризиса – его решительность, агрессивный патриотизм, настойчивость, умение идти на компромисс только в том случае, если он был полезен Франции, в мирное время стали несколько ограничивать развитие страны. Да и вообще де Голль не становился моложе (к 1968 году ему было уже 78 лет) и как-то французам … поднадоел.
Поэтому когда случились первые студенческие волнения в Нантере, которые сразу же были поддержаны Сорбонной, народ Франции радостно вышел на улицы и стал требовать, чтобы де Голль ушел. Они шли с лозунгами: «Десять лет – хватит!» и прочими, легко себе представить (впрочем, ничего грубого там не было, все-таки все помнили, что де Голль спас страну – просто хотели, чтобы он освободил место для кого-то более современного).
Кстати, тогда высказывалось мнение, что основной проблемой является отсутствие яркого лидера оппозиции. Но ничего, нашелся и Франсуа Миттеран, и Валери Жискар д’Эстен… В общем, справились как-то. К слову, десятилетие 58 – 68 гг было одним из самых благополучных с точки зрения экономики.
А де Голль – как только увидел, что его авторитета не хватает, а предлагаемые им меры не принимаются парламентом, тут же и ушел. Уехал в свой дом, где и жил с женой до конца лет. Опять путешествовал, общался с детьми и внуками и в общем, неплохо себя чувствовал.

Когда я думаю о де Голле, как о человеке, кроме его жаннодарковской сущности я вспоминаю один факт: его третья дочь родилась с синдромом Дауна. Она дожила до 20 лет. Все в семье ее очень любили, и де Голль - тоже, где-то даже писали, что больше всех. Он похоронен рядом с нею. Это хороший штрих к портрету, да?
Умнейший человек. Опытный профессиональный военный (если бы правительство послушало его перед Второй мировой войной, Франция могла бы сопротивляться намного эффективнее). Неплохой писатель. Хороший муж и отец. Один из наиболее уважаемых людей за всю историю Франции. Человек, который действительно горячо любил свою страну и был готов на любой риск во имя нее. И ничего, за власть зубами не цеплялся. Народ сказал: «Хватит» - и он уехал.
Ушел, когда время его правления естественным образом закончилось. Сейчас будет утвердительная фраза, а не вопрос. Это ничего не напоминает. К сожалению.

Лотарингский крест. Символ Французского Сопротивления, выбранный де Голлем
Ну и в качестве постскриптума:
Википедия приводит длинный и весьма интересный перечень лозунгов того времени. Вот некоторые из них:
Soyez réalistes, demandez l’impossible.
Будьте реалистами, требуйте невозможного!

Nous ne voulons pas d’un monde où la certitude de ne pas mourir de faim s'échange contre le risque de mourir d’ennui.
Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрёшь с голоду, платят риском помереть со скуки.

Depuis 1936 j’ai lutté pour les augmentations de salaire. Mon père avant moi a lutté pour les augmentations de salaire. Maintenant j’ai une télé, un frigo, une VW. Et cependant j’ai vécu toujours la vie d’un con. Ne négociez pas avec les patrons. Abolissez-les.
С 1936 года я боролся за повышение зарплаты. Раньше за это же боролся мой отец. Теперь у меня есть телевизор, холодильник и «фольксваген», и всё же я прожил жизнь, как козёл. Не торгуйтесь с боссами! Упраздните их!

Sous les pavés, la plage !
Под булыжниками мостовой — пляж!

Il est interdit d’interdire.
Запрещать запрещено.

Dans une société qui a aboli toute aventure, la seule aventure qui reste est celle d‘abolir la société.
В обществе, отменившем все авантюры, единственная авантюра — отменить общество!

Je suis venu. J‘ai vu. J‘ai cru.
Пришёл. Увидел. Поверил.

Cours, camarade, le vieux monde est derrière toi !
Беги, товарищ, за тобой старый мир!

Le bonheur est une idée neuve.
Счастьеэто новая идея.

La culture est l‘inversion de la vie.
Культура — это жизнь наоборот.

L‘art est mort, ne consommez pas son cadavre.
Искусство умерло, не пожирайте его труп.

L‘alcool tue. Prenez du L.S.D.
Алкоголь убивает. Принимайте ЛСД.

Je t‘aime! Oh! dites-le avec des pavés!
Я тебя люблю! О, скажи мне это с булыжником в руке!

Mort aux vaches!
Смерть ментам! (букв. коровам)

Travailleurs de tous les pays, amusez-vous!
Пролетарии всех стран, развлекайтесь!

L’imagination au pouvoir
Вся власть воображению!

Le réveil sonne : Première humiliation de la journée !
Звонит будильник. Первое унижение за день.

Imagine : c’est la guerre et personne n’y va !
Представь себе: война, а на неё никто не пошёл!

Комментариев нет:

Отправить комментарий