суббота, 3 сентября 2011 г.

Окклюменцию – в массы

Вообще-то, считается, что это проблема – читать за едой. Но для меня это одно из любимейших занятий, всю жизнь. Вот сколько себя помню, столько и читаю во время еды… Но иногда из-за этого возникают проблемы – например, когда читаешь книгу, которую не хочешь испачкать, а на ужин или завтрак что-то в этом плане небезопасное.
Но выход, разумеется, всегда есть. На кухонном диване постепенно скапливаются книги, причем притаскивают их все члены семьи. Сейчас там, например, в ассортименте и Тургенев, и Хайнлайн, и что-то еще. А я вчера, придя с работы уставшая и раздерганная в нитки, схватила за ужином Гарри Поттера.
А сегодня пошла гулять и по делам, и по дороге думала вот что.
В силу особенностей биографии, Гарри Поттер был неразрывно связан с Воландемортом (ну, главным злодеем). И ментально (мысли читал), и эмоционально (мог ощутить радость или ярость).
И в шестой, по-моему, книге, появляется у него необходимость научиться так называемой окклюменции – то есть искусству загораживать свой разум и душу от вторжения Того-кого-им-нельзя-было-называть. К концу последней книги Гарри в этом вполне преуспел, по своему желанию то заглядывая в сознание противника, то загораживаясь от него.
Кстати, забавно, что исчисление Гарри Поттеров у людей разное: кто-то считает его в книгах, кто-то в фильмах… (люди говорят: ну помнишь, в третьей книге… а им отвечают: ну да, это в третьем фильме, точно).
И я вот думаю: иногда нами овладевает безо всякого нашего желания очень сильная мысль или чувство. Эмоции могут быть связаны с гормональными изменениями, или с погодой или с чем-то трудноуловимым, но не имеющим отношения к настоящему. Например, после болезненного расставания с прошлой работой, мне до сих пор страшновато и неадекватно неприятно, когда возникает любая проблема на новой. Это просто падает на старые дрожжи, на старые страхи.
Небольшое отступление, извините: Я однажды выловила в себе чрезвычайно для меня важную особенность, причем осознала ее недавно,  хотя всю жизнь эта штука так или иначе влияла на мою жизнь. А некоторое время назад я перечитывала Гофмана и вдруг наткнулась на один рассказ. И вспомнила, как когда-то в детстве, прочтя его, я не могла спать ночью, и вертелась, и мучилась – так меня потрясло прочитанное. Как я потом все придумывала, что оказалась там, в ткани повествования, и все изменила, и исправила, и спасла главного героя от страшного, несправедливого, унизительного финала. И как чувствовала свою вину оттого, что ничего не могу изменить. А перечитывая рассказ сейчас, я поняла, что эта вина и это желание ее искупить остались со мной на всю жизнь, и влияли на мое поведение, чувства и выборы, хотя сам рассказ забылся.  
В общем, в подсознании каждого из нас полным-полно всякого мусора, важного и неважного…
И иной раз именно этим объясняется то, что нас охватывает сильное чувство. Или нами овладевает некая идея. Обычно это что-то негативное и сравнительно реже – радостное. Это можно объяснить и психологическими, и эзотерическими причинами, и все они довольно убедительные.
Свияш придумал для этого прекрасное название «словомешалка».
Когда стоишь, идешь, ложишься спать, а в голове по кругу, по кругу, как взбесившиеся цирковые лошади, бегут злобные или отчаянные мысли-чувства.
Или страстное желание кому-нибудь что-то сказать. Знаете? Бывало? Когда ходишь и все разговариваешь, разговариваешь, страстно и яростно доказываешь что-то человеку…
Кстати, если я ловлю себя на том, что несколько раз в голове проговариваю какие-то реплики по отношению к человеку – одни и те же… я категорически запрешаю себе этот разговор продолжать – что про себя, что наяву. Никогда из этого ничего хорошего не выходит. И, как правило, эти слова, которые бегают во взбаламученном мозгу по кругу, не имеют никакого отношения к реальной действительности. (Я даже придумала для себя правило: никогда не сражайся с драконом, если его нет рядом).
Когда же эти «словомешалки» имеют отношение к самому себе - наилегчайший вариант: «Ох, дура я, дура!!!» - остановить это еще сложнее, но можно.
Эти мысле-чувства обычно настолько сильны и отчаянны, а главное – они настолько опустошают и вредят, что действительно может показаться, что мы подключены к некоему внешнему источнику, который и выбрасывает в нас все эти вредоносные мыслительные программы, взамен отсасывая мощнейшим пылесосом радость жизни, доверие судьбе, энергию, силы. (Эзотерики считают, что в иных случаях так оно и есть). Такой коллективный Воландеморт.
И вот тут-то нам и могла бы пригодиться окклюменция. Где он, где тот профессор Северус? «Уроки окклюменции, недорого»? Отгородиться от воздействия. Отстранить его. Не позволять себе те эмоции и размышления, которые вредят нам и отвлекают от всего прекрасного, что нам дано, мешают нам быть теми любящими, счастливыми, полными радости жизни, энергичными существами - какими мы могли бы и, наверное, должны были бы быть.
На самом деле многие эзотерические, восточные практики именно об этом. Я, например, очень рада тому, что я хотя бы научилась отслеживать, определять, узнавать в себе эти состояния – когда нечто овладевает мною и начинает мучительно вертеть. И уже хотя бы иногда могу останавливать это – намерением, дыханием, движением, практикой Рэйки…
Я вспоминаю штуку, которую я как-то придумала.
Вот если представить себе, что к Земле подлетают инопланетяне или кто-то другой наблюдает ее с орбиты. И видит не физические краски, а цвета эмоций и мыслей. Вот кто-то идет на работу и думает: «Ну что за жизнь? Господи, как спать-то хочется! Мерзость какая… и наверняка эти сволочи опять все запутали и ничего не сделают правильно, а мне разгребай за ними…» - и возникает на поверхности планеты серое грязное пятно. А вот девушка идет, рот морщит: «В следующий раз позвонит, я трубку не возьму. Скотина какая. Пусть побегает еще за мной, урод, прежде, чем я буду с ним разговаривать». И опять что-то коричневатое на планете. А вот светленькое золотистое пятнышко: «Какой он у меня молодец все-таки, всего пять лет, а какая умница и весь в меня…». Или вот, тоже красивое, радужное: «Что же мне ему подарить? Что он любит, чему обрадуется? Может…» Или просто светлое, но очень приятное для глаза наблюдателя: «Как хорошо!!! Как прекрасно!!!»
И так вся планета покрыта разноцветным рисунком. Светлые мысли, яркие эмоции, вспыхивающие огоньки радости, любви, нежности, добрых мыслей. Серые, черные, тусклые усталость, отчаяние, растерянность, раздражение, злость и прочая тоска.
Только отчего-то мне кажется, что эти вспыхивающие огоньки будут редкими на фоне серо-коричнево-зеленого унылого фона… И не в том ли одна из наших жизненных задач, чтобы делать этот свет Земли хоть чуть-чуть ярче, светлее, красивее? Кто бы нас там снаружи ни наблюдал… Бог ли, инопланетяне ли…

Комментариев нет:

Отправить комментарий