четверг, 24 ноября 2011 г.

Еще история из Нагибина

Лев Николаевич и Софья Андреевна
Я сразу почему-то этого не рассказала, когда писала о книге Нагибина, в своих воронежских путевых заметках. Но за последние дни несколько раз вспоминала эту историю в разговорах с разными людьми. Все-таки очень хороша. Так что все-таки решила записать. Кстати, рассказ называется "Так хорошо и страшно". Он посвящен воспоминаниям отчима Нагибина Я.С.Рыкачева о его общении с Львом Николаевичем Толстым (это если кто захочет прочесть полностью).

А я расскажу вкратце. Был у Л.Н. последователь Чертков, который сыграл в жизни Толстого противоречивую роль и, как мне кажется, скорее согласно своей фамилии, нежели против ей. Однажды вечером Лев Николаевич стукнул Черткова по лбу - убил комара. Это и само по себе было неприятно, и на лбу осталось неэстетичное пятнышко крови. Обиженный Чертков принялся укорять Л.Н. в том, что тот, несмотря на свою теорию, убил живую тварь.

Л.Н. и В.Г.Чертков
Как в жесте писателя, так и в рассуждениях его поклонника было много "подтекста" - и раздражение, и желание уязвить. Поэтому Чертков был красноречив и почти безжалостен, укоряя Л.Н. его же собственными словами.

Толстой сначала вроде бы проникся, помрачнел, но потом повеселел и сказал: "Все, что вы говорили, святая правда. Но нельзя так подробно жить"

Комментариев нет:

Отправить комментарий