UPD: Для тех, кому интересно. Ехала с работы довольно поздно, очередь все еще формировалась возле Воробьевых гор, на набережной у Лужников. Идет довольно бодрым шагом. В метро объявляют о месте ее начала. С виду организация хорошая, аккуратная. Однако на Кропоткинской в вагон заходили те, кто уже побывал у Пояса. Вроде бы они были довольны. Я с ними не разговаривала, но один из молодых людей рассказывал своей попутчице, что в один из моментов его все-таки чуть не затолкали - то есть, видимо, где-то есть слабые места и надо быть поосторожнее. Женщина возмущенно рассказывала, что кто-то оказался заперт в туалете, дверь заклинило. Женщина кричала, стучала в дверь, но никто - ни люди в очереди, двигавшейся мимо, ни охранники, не шли ей на помощь. Видимо, думали о высоком. Но в целом, повторю, все это производит впечатление хорошо организованной акции. Посмотрим завтра впечатления очевидцев.
И я повторю: я ни в коем случае не осуждаю и не пытаюсь переубедить тех, кто решил пойти к Поясу. Но тем не менее, я абсолютно уверена, что это не соответствует искренней и глубокой вере в Бога. Потому что если ты - создание Божье - то положи руку на руку, просто сидя у себя дома - и ты прикоснешься к не менее удивительной и наполненной Божественной милостью штуке. Бог есть во всем и нет ничего, что было бы не Богом - так? И поэтому поклонение вещи все же ближе к язычеству, нежели к православию. Именно об этом я и пыталась написать в тексте ниже.
Сегодня утром в метро на красной ветке объявляли: «Очередь к Храму Христа Спасителя начинается на уровне станции Спортивная». Когда я приехала и открыла новости, то очередь уже подросла – в полдень она уже начиналась на уровне Воробьевых гор. Автобусы, Скорая помощь, туалеты, фаст-фуд. В Москве холодно. Очередь идет по набережной, где еще и ветер с реки. Для беременных, детей и инвалидов – отдельная очередь, но ее тоже надо отстоять. Все мероприятие охраняется ОМОНом.
При всем уважении к Матери Божьей и к ее поясу – ребята, это вообще, что?? Какое-то идолопоклонничество, поклонение фетишу, варварство, язычество…
Ведь если ты веришь в Бога, ну считаешь, что по-настоящему веришь, то вроде бы должен разделять и принимать сердцем некие постулаты. Попробую сформулировать:
Каждый человек создан по замыслу Божьему
Каждый человек несет в себе Божью искру – часть Бога, свет Бога.
Каждый человек является воплощением Божественного Духа.
И вообще – если подумать – то нет никакого отдельного Бога, который где-то там наверху смотрит на нас, нахмурив брови. И отдельных людей, людишек с их меленькими проблемами и небольшими паскудными грешками. Бог есть и в нас, и в наших делах, и в проблемах, которые встают перед нами.
Наверное, из этого совершенно очевидно, что внутри каждого Человека есть источник силы намного более могущественный, чем любой намоленный или магический артефакт. Да, мы не всегда знаем путь к этому источнику. Не всегда можем найти способ дотянуться до собственной связи с Богом, не всегда можем найти в себе черты Бога, всемогущество и всезнание. И все-таки мне представляется более достойным искать путь туда – вглубь себя. С помощью молитвы ли, медитации ли. (Знаете расхожую фразу о том, что «молитва – это когда ты спрашиваешь о чем-то Бога, а медитация – когда слушаешь ответ»? Хорошо и правильно J)
А если ты не веришь в Бога, значит ты считаешь себя достаточно сильным и ответственным, и разумеется, ты не будешь стоять в шестичасовой очереди в Храм.
Так кто там стоит? Какие-то полуверующие? Люди, неуверенные в том, что Господь найдет время их выслушать и помочь им, если они не притронутся руками к Поясу?
Да, я понимаю, что вещь, которой поклонялись на протяжении веков, должна была стать особенной вещью и обрести некие качества, независимо от того, какая девушка носила ее в 1 веке нашей эры. Да, я думаю, что само по себе стояние в этой очереди – это весьма любопытный человеческий опыт.
И все же… Автобусы, ОМОН, мороз… не знаю.
P.S. Хотелось бы добавить пару слов о своем антиклерикализме (я действительно иногда пишу тексты об этом – здесь, например, да и вчерашний тоже). Почему-то антиклерикализм у меня проявляется только по отношению к РПЦ. Как-то у нас не совпадают взгляды на роль церкви в обществе. В Греции, например, у меня нет ни малейших проблем с церковью – такая она там доброжелательная, теплая, светлая, открытая. А церковь как социальный институт в России на протяжении последней сотни лет чем только ни запятнала себя – провокаторы при последнем царе, сотрудники ГБ при социализме, торговля табаком при диком капитализме… И теперь – РПЦ как что-то единое с партией власти, единодушное с ней. Да, были и хорошие, честные священники, но все же было и все это...
Кстати, я не против церкви. Если бы ее, например, сейчас решили закрыть и запретить, я бы выступала за нее. Просто в нашей церкви очень мало Духа. Разорваны те связи с прошлым, которые хранят преемственность святыни. Духа и Бога в РПЦ намного меньше, чем интриг, карьеризма и прочей социальной фигни. Хотя есть и исключения – я очень люблю маленькую церковь на Воробьевых горах. Там почему-то всех принимают, никого не гонят и не учат правильно молиться. Я видела прошлой зимой, как туда зашла семья, явно до этого катавшаяся с горки – все в разноцветных комбинезонах, заснеженные, разрумянившиеся. И ничего. Они спокойно купили свечи, постояли перед иконой Всех скорбящих радости (я тоже к ней захожу, хорошая икона), о чем-то своем пошептали… И ушли, улыбаясь. А вот в мою церковь в Раменках я так больше и не заходила после того, как меня там облаяла тетка, считавшая это пространство исключительно своим. Так что я не антиклерикал, вовсе. Просто мне не нравится, когда священник не уступает место бабульке, когда мне хамят перед иконой, когда в классах вводятся уроки Закона Божьего, а первые лица церкви угодливо склоняются перед первыми лицами одной из партий. Повторю на всякий случай – а против Пояса Богородицы ничего не имею.
Комментариев нет:
Отправить комментарий