воскресенье, 8 января 2012 г.

Ура! Я разобрала библиотеку!

Я разобрала библиотеку!
Нет, не так, еще раз:
Я РАЗОБРАЛА БИБЛИОТЕКУ!!!
Всерьез, по-настоящему. Полностью.
Несколько последних лет я периодически говорила: «Вот я когда-нибудь возьму отпуск и…» Но отпуска неизменно уходили на что-то другое.
И даже уходя на эти праздники, я говорила коллегам, сама себе не вполне веря, что вот будут долгие выходные и я…
Я уже неоднократно писала, что в моем доме очень много книг. Причем все последние годы новые и старые книги хаотично перепутывались между собой – что-то бралось почитать, на это место на полке вставала другая книга, свежепрочитанная… что-то увозилось в отпуска и на дачи друзей… что-то покупалось в командировках и привозилось с дач друзей взамен. Серьезно, одна из моих любимых повестей до сих пор существует в моем доме только в виде журнальной публикации, а сам журнал я выклянчила у друзей на даче лет двенадцать назад, причем они собирались пустить его на растопку.
Ну и вот. Примерно час назад я поставила на полку книгу Ирвина Ялома, и на этом дело было закончено.
Но я неимоверно горжусь собой, потому что это было очень тяжело. Это заняло три дня, причем первый из них закончился в три часа ночи (не было вариантов, мне просто было бы не на чем спать, не убери я часть книг с дивана) Сначала я все стащила с полок и раскидала на две огромные кучи – русской и иностранной литературы. Причем кучи я еще старалась раскидывать по алфавиту. Для иностранной литературы самыми страшными оказались буквы Д и С – просто черт знает сколько писателей начинаются на эти буквы. Для русской – уже не помню, но один Пушкин и зачем-то накупленные книги по пушкиноведению занимают отдельную полку.
Ну и потом разбиралась с каждой буквой по отдельности, стараясь соблюдать алфавит и впихивать их на полки, максимально экономя пространство... О, эти прыжки - попробуйте залезть на стул без помощи рук, потому что в руках двенадцать томов Мопассана, которые надо положить на самую верхнюю полку! Или - наоборот, склониться к самой нижней полке и некоторое время чертыхаться, впихивая в нее очередную партию - в коленопреклоненном положении. Кланяться, так сказать, земно своей библиотеке, включая Кинга и Хемингуэя.
А собрания сочинений? Сейчас мне кажется весьма странной затеей покупать шесть, а то и восемнадцать томиков писателя, из которого нужно прочитать не больше двух-трех вещей. Зачем мне иметь четырехтомник Станиславского? А в собрании сочинений Дюма оказалось два четырнадцатых тома и ни одного одиннадцатого – это как? Как одиннадцатый том переродился в четырнадцатый?! А несколько книг-двойников? Они размножаются делением?
И самое грустное в этом всем то, что я и до сих пор не уверена, не было ли бы более разумным просто выбросить все. Ведь в нашем будущем уже почти нет места бумажным книгам.
А я сегодня пошла к помойке с очередным пакетом, а в лифте вдруг достала одну из приготовленных к выбрасыванию книжек, начала читать… и засунула в сумку, и принесла обратно. Трудно выбрасывать книги. Надеюсь, впрочем, что мне удалось приподнять культурный уровень местных бомжей.
И я все-таки думаю, что есть у домашних библиотек одна очень важная черта, и я не уверена, что электронная книга это восполнит (вернее, конечно, не электронная книга – они явно уходят с рынка, а планшет). Когда в читающей семье растет ребенок, то он физически окружен книгами. Ему деваться некуда. Даже если родители с утра до вечера на работе – книги вокруг. Они лежат на полках, на диване (отец читал вечером), на кухне (мама с утра читала под чашечку кофе), они могут оказаться на полу или прямо у подушки – ребенок живет в твердой уверенности, что книги – это неизбежная и естественная часть существования. Даже если его никто этому специально не учит. Это нельзя заменить выразительным чтением с планшета или зашитыми в планшет играми-поощрениями.
В общем, я чувствую себя героем-молодцом. Я разобрала библиотеку. Правда, остались книги, выбросить которые жалко, а на полки ставить тоже вроде бы незачем. И еще книги, отложенные для раздачи – хорошие, прекрасные книги, оказавшиеся у меня в двойном экземпляре. И еще небольшая кучка книг «выбросить-рука-не-поднимается-а-что-еще-с-этим-делать?». И несколько любимых очень старых книг, требующих переплета. Существуют ли сейчас переплетные мастерские, хотела бы я знать…
Коты, разумеется, принимали во всем этом деятельное участие. Осваивали пустые полки в качестве домиков, играли на них в прятки и догонялки, проверяли, что будет с этой кучей, если на нее как следует прыгнуть… В общем, они очень устали! Почти как я. Сейчас ждут, пока я допишу, покормлю их и мы все будем спать.
У меня удивительно счастливые получились эти выходные. Очень. И я даже разобрала библиотеку!!! И я буду жить дальше в окружении всех этих книг, которые сейчас еще стоят по порядку... (эх, надо было их заодно пересчитать... ну в следующий раз).

Комментариев нет:

Отправить комментарий