суббота, 28 января 2012 г.

Не, я вообще-то не злая, это так...

Пошла новая волна собеседований на работе. Уж сколько раз я это проходила. Вот они приходят и начинают говорить о себе. Кто-то продает себя, фактически – впаривает, кто-то откровенно хвастается, кто-то явно начитался полезных статей в Интернете «как себя вести на собеседовании», кто-то наоборот, очень стесняется и боится чего-нибудь лишнего наобещать.
Могу рассказать, что мне нравится и не нравится. Только это никоим образом не полезный совет для всех, поскольку и я сама человек довольно странный, и моя область работы весьма своеобразная.
Во-первых, все себя выдают, так или иначе. Как бы ни старались, чтобы ни придумывали. Выдают тем, как себя ведут, как смотрят, вроде бы незначительными деталями старательно про (или при-) думанных рассказов.
Запомнившиеся фразы: «Я ищу новую работу, потому что на этой мне предлагают слишком сложные задачи, а мне это неинтересно» (Ну не могу я пообещать, что обеспечу человека исключительно простыми задачами!)
«Я проработал там два месяца и ушел, потому что не было никакого карьерного роста» (на позиции ассистента, честное слово!)
«Мы с мужем жили за границей, а сейчас приехали сюда… Надо же чем-то заниматься…» (чуть извиняющимся тоном, с такой ленивой прохладцей… наверное, я должна заплакать от счастья приютить эту прелестную даму)
Или другая, тоже очень милая и симпатичная, совсем недавно. Во время рассказа о своем учебном и трудовом пути, девушка с удовольствием отмечает свои успехи и всяческую удаль – но все время ей попадались какие-то неумные, несимпатичные люди (учителя, сокурсники, знакомые…). Фактически, рассказывая о себе, она не упомянула ни одного хорошего человека. Я уточнила, спросила об одном, о другом… Нет. Она – умница и красавица, а все остальные – сильно недоделанные… А у нас – работа с людьми. Они приходят на фокус-группы, на интервью. Не все они богаты, не все умны, не все хорошо выглядят. И что она с ними будет делать? Как работать? И как я буду ее учить? Ведь самоуверенного человека нужно учить через болезненные щелчки по носу, иначе не получится, а для меня это не самое интересное.
Вообще это юное поколение удивительно разностороннее. К нам пытаются прийти на ассистента студенты и студентки, которые одновременно являются гувернантками, антикварами, свадебными агентами и фотографами… Ничего плохого в этом нет, вот только… Я не представляю себе, когда антиквар-фотограф будет заниматься моими проектами?
Еще одна уже завела сайт, где всячески себя продюсирует-промоутирует. Я и такая, и сякая, страшно симпатичная. И в частности пишет, что учиться у живых людей не стоит. Вот умершие – это да. Раз они умерли, а их помнят, то значит – классики, а учиться не у классиков – смысла нет. Никто из моих коллег не признал, что он обладает необходимым для нее качеством. Мы все слишком живые, чтобы учить эту девушку-студентку (как она в МГУ-то учится, интересно? Исключительно у Ломоносова?).
"У нас также есть позиции на работу part-time (неполный день) -
подходящие для тех людей, которые хотят работать только 60-80 часов в неделю..."
Приходят восторженные (в статье им, что ли написали, что нужно демонстрировать восторг? Не может быть, чтобы это было на самом деле…) Говорят капс локом: «Я БОГОТВОРЮ РЕСЕЧ!!!», «Я ХОЧУ СДЕЛАТЬ МИР ЛУЧШЕ!!!» Ах вы же мои зайки. Это же – работа. Могу сказать понятнее: РАБОТА. Она бывает всякой. И заполночь. И скучной (да, у нас редко бывает скучной, но … бывает). И не всегда от наших проектов мир становится ощутимо лучше. Это действительно просто работа, и я не хочу брать человека, который делает из нее идола – крушение иллюзий в этом случае неминуемо.
И так хорошо, когда человек не пытается выдать себя за кого-то другого. Я же вижу, что пришла просто Ирочка или Света, а не Марлен Дитрих или Грета Гарбо. И так приятно, когда он честно отвечает на твои вопросы, не обещая завтра же свернуть горы. Это умею, этому готов учиться. Вменяемые, разумные, скромные. Главное – понятно, какие.
Самое забавное, что на самом деле любой найдет свое место. Полным-полно компаний, где корпоративный стиль общения предполагает надменность Греты Гарбо. Иногда люди ищут человека на нудную, однообразную работу с цифрами – бессмысленно демонстрировать творческие порывы в этом случае. Иногда человека не берут, потому что он кажется слишком умным, overqualified, так сказать. А он, может, только старался впечатление произвести…
Когда-то мы говорили с подругой то ли о книге, то ли о семинаре, на котором она побывала. И она пересказала очень простую мысль: Когда ты такой, какой ты есть, человек оценивает тебя, может примерно понимать, чего от тебя ждать и что он может дать тебе взамен. А когда ты надеваешь маску кого- то другого, то собеседник и общается с этой маской, ничего продуктивного из этого выйти не может.
Представляю себе: как если бы он говорил с тобой, глядя не на тебя, а на комнатное деревце в углу. А ты бы отвечал не ему, а коврику у двери. Хороший диалог? Продуктивный?
И потом – ведь если собеседование пройдет успешно, и человека на работу возьмут – а дальше что? Сколько я знаю историй о том, как работник, выдавший себя за супер-мега-специалиста, оказывался в полной растерянности, когда ему приходилось эту супер-мега-силу подтверждать в ежедневной работе. Мне случалось отвечать на письма с просьбами о помощи: «От меня требуют… А я даже не знаю, что это такое…» (Так ты зачем на собеседовании сказал, что тебе это раз плюнуть?!) Тут уж все будет зависеть от обучаемости человека, попавшего в такую ситуацию – готов ли он все ловить на лету?
К тому же наш профессиональный мир такой маленький, что совершенно невозможно долго вешать лапшу на уши. Практически все друг друга знают. И если то, что скажут о человеке, будет сильно отличаться от того, что он сам о себе говорит, то планка доверия, скорее всего, снизится.
В общем, люблю, когда говорят о себе правду (пусть только лучший кусок – но все же правду). Люблю, когда реально оценивают свои способности. Люблю, когда относятся к людям с благодарностью и уважением. Люблю, когда я вижу перед собой настоящего человека с достоинствами и недостатками, а не улыбающуюся маску «я-прекрасный-специалист-не-упустите». Я и сама не люблю врать. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на людей, которых не существует, на разговоры о том, чего нет в реальности – если речь не идет о сочинении прекрасных историй наподобие «Трех мушкетеров» (но это вряд ли подойдет для собеседовния).
Часто говорят, что в той или другой ситуации лучше соврать. Не знаю. Мне всегда казалось, что правда – это самое простое, самое надежное, самое безопасное. Хотя, конечно, жизнь многогранна и она всегда может придумать что-нибудь этакое, чтобы перевернуть представления о ней J   Возможно, и я оценю умение сочинять о себе и других фантастические истории. Даже на собеседовании («И я нанес ему решающий удар, за что немало потом поплатился, попав в немилость кардинала. Поэтому теперь хотел бы работать в вашем отделе ассистентом»)…

Комментариев нет:

Отправить комментарий