Пару раз в год со мной случается такое: я начинаю волноваться и сообщаю всем окружающим, что мы перестали жить культурной жизнью и вообще осели в болоте ежедневной рутины. И всякое такое, соль-перец по вкусу. Потом я сажусь и внимательно читаю, что нам (мне) предлагают театры города Москвы. Как правило, довольно легко находится что-то интересное – что-то, о чем я уже читала либо новое, либо кто-то рассказывал… я посещаю несколько спектаклей и успокаиваюсь на тему культурной жизни до следующего приступа.
Астрологическое отступление: Я думаю, что это нормальный для Близнецов тип поведения. Воздушный и двойственный знак Близнецов, к которому я имею счастье и несчастье относиться, ничего не делает постоянно и регулярно – все на бегу, на лету, все меняется, вспыхивает, уносится… так мы представляем себе жизнь. Буквально вчера я смеялась, что Близнецы – это как комар, жужжащий над ухом – ты его пытаешься прихлопнуть, но в момент хлопка он уже летает совершенно в другом месте. Ну зато интересно!
Ну так вот, я полезла на сайт Афиши. Многочисленные анонсы обещали массу неожиданного. Судя по рецензиям, неожиданность таки имела место: большинство из них начинались словами: «Ах, как жалко, что я не почитал рецензии на этот спектакль, я бы не пошел!»
И началось. Нет, я понимаю, что рецензия – это только частное мнение человека, но так много, одно к одному. Причем я смотрела лучшие, известнейшие театры (да-да, не одно и тоже, но все-таки), я пыталась найти классическую, красивую постановку классических пьес. Ну казалось, бы, есть вещи, которые трудно испортить.
И разумеется, когда я видела в рецензии пассажи типа: «это что то интелектуальное» (sic!) то понятно, что я могу не разделить ощущения автора. Хотя повторю в сотый раз, само по себе умение писать по-русски или принадлежность к культурной прослойке вовсе не делает человека хорошим. Знавала я безупречно грамотных трусов и подлецов, бывало и наоборот. Но что касается спектакля, то, наверное, мнение человека, который возмущенно спрашивает «да кто такой этот Пер Гюнт?» не очень на меня влияет.
И тем не менее… Как часто в рецензиях пишут что-то вроде: «Первое действие не понимаешь, что происходит, второе – думаешь, когда же все это закончится?», «Смотреть на этот сумасшедший дом невыносимо», «в белой смирительной рубахе выпрыгивает…», «драл глотку», «показывали голые задницы», «становилось страшно», «подпрыгивала, кричала, рыдала», «и почему старушка-няня делала ему массаж?!», «не спектакль, а лоскутное одеяло» и т.д.
С большим трудом я нашла несколько спектаклей, в рецензиях на которые не было слов «орут», «кричит», «носится», «таскает вместе со стулом»… ну и так далее. Хотелось найти что-то несовременно тихое.
И я вот думаю. На самом деле понятно: режиссеры пытаются с помощью внешних ярких образов показать обуревающие персонажей страсти. Найти динамичное, зримое воплощение отчаяния, страха, ярости… То ли режиссеры не верят, что актер может передать такие состояния с помощью позы, жеста, поворота головы, интонации, паузы (да, да, паузы – когда тихо и все замирают и наступает великое театральное молчание – после которого зритель все понимает сам, уже ничего не надо говорить).
То ли действительно новое поколение актеров этого просто не умеет. Потому что намного проще скакать по сцене в исподнем, с табуреткой в руках, периодически показывая голую задницу – чем встать и (неподвижно, в одежде) - мощно, беспощадно схватить зрительный зал за горло своим молчанием, поворотом головы, взглядом.
То ли действительно новое поколение актеров этого просто не умеет. Потому что намного проще скакать по сцене в исподнем, с табуреткой в руках, периодически показывая голую задницу – чем встать и (неподвижно, в одежде) - мощно, беспощадно схватить зрительный зал за горло своим молчанием, поворотом головы, взглядом.
То ли неспособны, то ли от них не требуют… А жаль.
Я еще помню, как это было. И было бы странно, если бы театр сейчас взял и умер. Тысячелетия тянул, а тут взял и заскакал городским юродивым… с табуреткой… Наверняка, впереди еще есть что-то интересное.
А впрочем, и сейчас кое-что же нашлось. Если мне понравится, расскажу!
P.S. Пример насчет табуретки – не авторская фантазия. Это поразивший меня образ (и многочисленных авторов рецензий тоже) из спектакля (угадайте!) … «дядя Ваня» А.П.Чехова… в модной постановке… (написала несколько слов… прочитала… решила стереть…)
P.P.S. Вообще-то я всегда любила Ленком с его сбивающим с ног шумом, ревом, музыкой, темпом, страстью... Но там - другое, там Настоящее. Там умение сочетать - а не заменять Тишину юродством. Я помню, как молчали на сцене Янковский, Караченцов, как сейчас смотрит Броневой, как поворачивает голову Чурикова - нет, это другое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий