воскресенье, 22 июля 2012 г.

безусловная жизнь

«А ко мне ночью лошадка приходила…» Анекдот
«Дадли в это время считал свои подарки. А когда закончил, лицо его вытянулось.
— Тридцать шесть, — произнес он грустным голосом, укоризненно глядя на отца и мать. — Это на два меньше, чем в прошлом году.
— Дорогой, ты забыл о подарке от тетушки Мардж, он здесь, под большим подарком от мамы и папы! — поспешно затараторила тетя Петунья.
— Ладно, но тогда получается всего тридцать семь. — Лицо Дадли покраснело.
Гарри, сразу заметив, что у Дадли вот-вот приключится очередной приступ ярости, начал поспешно поглощать бекон, опасаясь, как бы кузен не перевернул стол.
Тетя Петунья, очевидно, тоже почувствовала опасность.
— Мы купим тебе еще два подарка, сегодня в городе. Как тебе это, малыш? Еще два подарочка. Ты доволен?
Дадли задумался. Похоже, в голове его шла какая-то очень серьезная и сложная работа. Наконец он открыл рот.
— Значит… — медленно выговорил он. — Значит, их у меня будет тридцать… тридцать…
— Тридцать девять, мой сладенький, — поспешно вставила тетя Петунья.
— А-а-а! — Уже привставший было Дадли тяжело плюхнулся обратно на стул. — Тогда ладно…»
Дж. Роулинг

Периоды счастья жизни тоже нужны, ничего не поделаешь. И все же, если подумать о тех временах, когда мы действительно росли, когда, пыхтя, преодолевая себя, залезали на следующую ступеньку, делали то, что, как нам самим казалось, мы не можем делать… это было что-то другое, но не счастье…
Счастье – как переменка в школе между уроками, но все самое важное, ради чего человек в школу пришел, происходит не на переменках.
Ну я имею в виду такое счастье, когда все хорошо, когда мы находимся в самом уютном месте нашей зоны комфорта, когда ничто не раздражает и все есть… Так же бывает…
Но с другой стороны, возможно, нам нужно перестать расценивать сложные периоды как несчастливые? В конце концов, кто сказал, что когда мы работаем на пределе возможностей или расширяем эти пределы – это плохо? Это тяжело, да, но разве кто-то обещал нам, что будет легко?
Надпись на предупреждающем браслете:
"У меня аллергия на глупость"
Бывает, что кто-то рядом (или я сама) ругается: «Они – дураки, ничего не понимают!» или «Это же нелогично!». И я в таких случаях говорю: «Слушай, вот когда ты рождался, только вылезал на свет – вспомни – разве кто-то стоял рядом и подписывал с тобой договор о том, что все будет разумно, люди будут вести себя правильно, а жизнь будет легкой и приятной? Не подписывал? Ну вот, тогда чем ты недоволен? Никто не обязан обеспечить тебе разумность окружающих или радость жизни». Мы часто ведем себя так, как будто знаем, какой должна быть жизнь и как себя должны вести другие люди. А разве это так?


Мне кажется, что было бы очень здорово научиться жить, не ставя жизни условий. Жить безусловной жизнью.
Мы же всегда говорим друг другу, что надо радоваться тому, что есть, а не огорчаться из-за того, чего нет. Эта мысль – такой философский боян. И, кстати, она не совсем верна – если бы мы никогда ничего не хотели, то мы бы никуда не двигались и вовсе бы не развивались, так бы и сидели в позе лотоса, гудя «Оммм». В этом тоже не слишком-то много жизни.
И все же – конечно, имеет смысл быть благодарным за то, что есть. Но приходится делать над собой усилие, чтобы просто радоваться или хотя бы не огорчаться. Хочется не так, хочется ворчать, шипеть и считать, что судьба делает что-то не то.  
Я люблю фразу: «Судьба всегда мудрее нас». Это правда, и любой из нас найдет в своей собственной жизни подтверждения этому. Вроде бы уже мы это знаем. Что же заставляет нас снова и снова быть недовольными? Почему мы все удивительные подарки принимаем как что-то естественное, а любое несовпадение с нашими ожиданиями – как что-то грустное и повод для расстройства?
Получается, что мы сами ведем себя с жизнью порой как избалованные, капризные дети. Разве нет?
Вот если представить себе, что наша жизнь – это живое существо, любящее нас. Я, кстати, верю, что жизнь меня любит, и могу иногда эту любовь – незаслуженную и беспричинную, а значит  настоящую – почувствовать. И это живое существо знает, что нам надо, и когда нам пора что-то сделать или что-то получить.
И кстати, когда надо что-то отнять. Либо, потому что эта игрушка опасна (я искренне верю, что у меня угнали машину, потому что в ней со мной могло случиться что-то плохое), либо потому что пришла пора следующего жизненного урока ("пора тебе узнать, милый, какой ты сильный и умный на самом деле", - заботливо шепчет судьба, поправляя нам одеяло).
А человек клянчит, капризничает: «Аааа, денег мало…» Жизнь поворачивается так, что появляются деньги. Человек: «ааа, но ведь теперь нужно так много работать! Выспаться хочу!» Жизнь вздыхает, но дает человеку другую работу, где можно спать по утрам. Человек: «Аааа…» ну не знаю, что еще. Не развиваются мои творческие способности, нет машины, или, если есть, то Форд, а не Бентли. Если жена попалась добрая, скромная, милая, то «она не умеет готовить куриные котлеты» (вот все умеет, а куриные котлеты ей не удаются – и человек шкворчит). Если муж – любящий и хороший отец, то он «никогда не дарит цветов» или еще того хуже неопровергаемое «рохля и неудачник».   
Мы все время ставим условия себе и своему счастью: я буду, буду счастлив, когда…
… найду новую работу
… встречу, наконец, нормального партнера, а не эту.. этого…
… или когда вернется эта… этот…
… когда будет машина
… куплю квартиру
Или еще так: получая точно выполненный заказ:
... дааа, я хотела, чтобы у меня наконец, был любящий мужчина, НОООО этот какой-то лысый...
... дааа, это та самая работа, о которой я мечтала последние пять лет, НОООО я хочу место у окошка, а не посередине комнаты...
... в общем: тот самый халатик, но с перламутровыми пуговицами...
Вот как-то надо с этим "Но" работать. Оно очень мешает жить и портит настроение.
А поставьте себя на место жизни. Представьте себе ребенка, который полил цветы, но получил нагоняй за бардак в комнате. Убрал игрушки, но был наказан за несделанные уроки. Сделал уроки, но лишился мороженого за четверку, а не пятерку. Стал круглым отличником, но родители мрачно молчат, потому что забыл полить цветы. В конце концов, ребенок либо спросит: «Вы меня вообще любите – просто так - любите? Или исключительно любите за что-то? Взамен отметок и цветов?», либо у него просто сорвет крышу (что более вероятно).
Я знала грустные жизненные примеры, когда жизнь, так и не получившая ни капли любви и благодарности взамен своих подарков, начинала  серьезно истерить.
- Ах ты чмо пассивное! Не нравится ему, да? Квартира на окраине не нравится?! Ннна! Нет у тебя никакой квартиры! Талия недостаточно тонкая?! Хллобысь! Теперь будешь таблетки горстями глотать, и вообще о внешности забудешь! Что там еще? Работа недостаточно креативная?! А дворником не хочешь? Будешь творчески листья сгребать к обочине!
Хороший пример таких диалогов с жизнью привел Александр Сергеевич Пушкин в Сказке о рыбаке и рыбке.
Рыбка – как и жизнь – поначалу, если помните, относилась к рыбаку с сочувствием, и была вполне готова идти ему навстречу. Но не догадался Старик попросить себе новую старуху… и остался со старой дурой и разбитым корытом впридачу.
А впрочем, наверное, я напрасно так уж ворчу. На самом деле, мы все сейчас учимся быть благодарными, и я знаю чудесных, радостных, несмотря ни на что людей. Однако в нас встроен (кем и зачем – другой разговор) странный механизм, который все время препятствует простому и немудреному ощущению счастья. И приходится напоминать себе: руки-ноги на месте? Дети здоровы? На хлеб хватает? Небо синее? – Радуйся! И жизнь тогда вздыхает и говорит: «ну хорошо, старче, чего ты там еще хочешь? (думая при этом: ох, дураааа!! Ну нафига, нафига этой козе музыкальный инструмент… ) Ну, хорошо, хорошо, давай попробуем…»

Комментариев нет:

Отправить комментарий