понедельник, 15 октября 2012 г.

о детях Новой Гвинеи

Принесла коллеге книгу почитать. Прежде, чем отнести, перелистнула и на несколько минут погрузилась… Маргарет Мид, американский антрополог, пишет о ролях мужчины и женщины, о воспитании детей в обществах, которые устроены совершенно иначе, чем у нас – на Самоа, Новой Гвинее, других местах – где люди живут совсем другой жизнью с другими правилами.
Маргарет Мид пишет о воспитании детей племени манус, живущих в домиках на воде (новая Гвинея). О том, что даже крошечные дети иногда падают в воду, если сдвинулась одна из планок, образующих пол дома – и о том, что в таких случаях мать мгновенно слетает вниз по лестнице и подхватывает ребенка – Маргарет Мид никогда не слышала ни об одном утонувшем младенце, а также среди племени манус нет ни одного взрослого, кто боялся бы воды.
Пишет о том, как ребенка приучают жить на воде – постепенно, аккуратно, но неуклонно уча его владеть своим телом в этой стихии.
«Таким образом, ребенок может падать, погружаться в холодную воду, он может запутываться в скользких водорослях, но ему никогда не грозит такой несчастный случай, который заставил бы его сомневаться в неколебимой безопасности его мира»
И дальше – цитата, которая всегда мне очень нравилась:
«Весь мир его игры устроен таким образом, что ему позволено делать маленькие ошибки, которые учат его более верным оценкам и большей осторожности. Но ему никогда не позволят сделать ошибку, которая достаточно серьезна, чтобы надолго запугать его или затормозить его активность. Он канатоходец, обучающийся трюкам, которые мы сочли бы невыносимо тяжелыми для маленьких детей, но его канат протянут над сеткой умелой родительской заботы.
Если мы приходим в ужас, видя младенца, который сидит на носу каноэ и которому ничто не мешает упасть в воду, то манус в равной степени пришли бы в ужас от американской матери, которая должна наставлять своего десятилетнего сына не подсовывать пальцы под обод кресла-качалки или не высовывать голову из автомобиля. В такой же мере отталкивающей показалась бы им наша манера учить детей плавать, бросая их на глубокое место. Картина взрослого, по своей воле ввергающего ребенка в мучительную ситуацию, пользующегося своей силой, чтобы побудить ребенка примириться с необходимостью, вызвала бы у них справедливое негодование. Требовать от детей, чтобы они плавали в три года, могли карабкаться как молодые обезьяны, даже до трех лет, - все это представляется нам каким-то насилием над природой ребенка. На самом же деле за этим стоит спокойная настойчивость родителей, требующих, чтобы дети пускали в дело каждую частицу энергии и сил, которыми они наделены».
Так приятно читать о детях, которые с самого раннего детства дружат с морем, плавают и играют в крошечных собственных каноэ, читать, как они ныряют, возятся и кувыркаются на мелководье… как учатся управлять своим телом и лодочками…  Ах, как хотелось бы мне растить своих детей в племени манус на Новой Гвинее…. Или просто пожить там, в таком домике, сквозь щели в полу которого видно море… слышать детские голоса и смех, смотреть на небо, или вдруг отложить книжку и спрыгнуть с порога прямо в воду и долго-долго плавать, чувствуя, как тело становится более гибким и молодым, как мышцы вспоминают радость движения, как кожа покрывается щекочущим загаром… смотреть, как рыбки проплывают в прозрачной воде… и хорошо бы потом вылезти  и съесть какой-нибудь сочный фрукт или выпить легкого белого вина…
Пойду отдам книгу коллеге, пусть у нее рабочий день полетит в тартарары. А то много всего еще сделать надо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий