четверг, 29 марта 2012 г.

По кругу

Еще утром вспомнила историю, довольно известную. Мне ее дедушка рассказывал, а так не знаю, откуда она. О старой цирковой лошади, которая всю жизнь ходила по кругу, по кругу, по кругу диаметром 13 метров. ("И в уме круги считает", помните, пели Никитины о пони?)
К слову, именно таков диаметр арены во всех цирках мира. По наиболее распространенной версии это связано именно с лошадьми – то ли именно такой диаметр позволял дрессировщику управлять лошадьми, бегущими по кругу. То ли он наиболее удобен для номеров верхом на лошади.
Есть и другая версия. Первый стационарный цирк в мире, во Франции, был построен где-то в начале 18 века. И его возникновение как-то связано с масонами. Не помню сейчас уже, как именно – ложа то ли спонсировала постройку, то ли инициировала ее по каким-то своим соображениям. Когда новообращенного масона проводили через церемонию (помните, у Толстого, как Пьера посвятили в члены ложи?) – он стоял посередине круга диаметром именно 13 метров.


Это в свою очередь связано с мистическим значением 13-го Старшего Аркана карт Таро – карты Смерть. Эта карта в символике Таро обозначает явное, зримое, резкое и бесповоротное окончание одного жизненного этапа и начало другого. То есть, вполне адекватно для ситуации обращения в тайную мистическую ложу. Да и для цирка тоже подходит… Недаром цирковые артисты говорят, что их жизнь внутри манежа – это нечто абсолютно иное, нежели жизнь вне его. И недаром с самим кругом, манежем, бортиком, связаны мистические легенды и приметы. (Уж совсем к слову, но на каноническом изображении 13-го Аркана присутствует лошадь, на которой как раз Смерть и восседает)
А, ну так вот, извините, что-то меня унесло.
Цирковая лошадь всю жизнь бегала по кругу диаметром 13 метров. Размеренным, упругим, спокойным шагом, так подходящим для всех трюков. Когда лошадь состарилась, дрессировщик пожалел ее убивать – привязался, наверное, за годы совместной работы. Да и лошадь никогда не подводила его, как это неоднократно делали люди. Она не напивалась перед выступлением и даже после него. Не влюблялась в дочку директора цирка и не вступала в конфликт по этому поводу с красавцем иллюзионистом.  Иллюзионисту хорошо, он фингал под глазом прячет под маской и спокойно дочку директора цирка распиливает, в залог грядущей счастливой семейной жизни. А этот идиот чуть номер не сорвал, а впрочем речь не о нем, хотя артист был изрядный. Лошадь же не строила рожи зрителям и не показывала язык маленькому сыну губернатора, сидевшему в первом ряду. В общем, лошадь полюбилась хозяину спокойным нравом и доброжелательным, оптимистичным характером…
И он ее, старенькую, отправил к родственникам в имение.
Лошадь впервые в жизни вышла на поляну в русском летнем лесу. Почему-то представляется начало июня, где-то перед Троицей. Уже расцвели березки, а зелень деревьев и травы еще такая свежая, такая молодая. Среди травы белеют цветы земляники, а кое-где уже появились первые неспелые ягодки. И так душисто, так свежо пахнет… Лошадь вышла на поляну и остановилась. Она посмотрела старыми подслеповатыми глазами на цветочки земляники, на сочащиеся витаминами свежие побеги на елочках, на березки и свежую травку. И медленно пошла – по кругу, по кругу диаметром ровно 13 метров…
Для нее цифра 13 была не началом новой жизни, а символом неизменного, вечного движения ровным, упругим шагом. Немного не хватало мужчины в трико с неизменным фингалом под глазом, который бы вставал на спину или пролезал под ней. Не хватало доброго любимого дрессировщика с кнутом, длина которого так уютно определяла круг диаметром 13 метров. Не хватало яркого платка, за которым тянулся негодник вольтижер. Ужасно, до слез не хватало марша с его громыхающими барабанами… Но в целом, ничего страшного, лошадь терпеливо приняла новые условия. И пошла по кругу. Потянулась было к рано поспевшей ягоде земляники, но она была примерно в полуметре от невидимой, но непреклонно существующей для лошади границы круга. И лошадь не дотянулась, хотя не было ни веревок, ни колышков, ни кнута.
Деревенские дети бегали смотреть на лошадь, угощали ее морковкой. Лошадь морковку принимала, делала небольшую паузу, думала о чем-то. Шумные мальчишки пытались уговорить ее подойти к елкам или березкам, пройти по тропинке вперед, к самой свежей траве, выросшей в лощине. Но лошадь беззлобно фыркала, мотала головой и возвращалась к своему спокойному движению. Так и ходила. Иногда ее навещал дрессировщик. Приезжал без кнута, ласково ворчал: «Эх ты, Маруська…» и собирал для нее землянику, росшую вне пределов невидимого круга.
Иногда мне кажется, что в каждом человеке есть что-то от той цирковой лошадки. Вдруг говоришь: «нельзя». Почему нельзя? Или думаешь, что что-то плохо. А на самом деле, если разобраться, это только граница круга, которого нет. Почему плохо? Почему сюда можно, а сюда нет? Есть границы настоящие, наверное. По крайней мере для меня – есть. А есть и вот такие. Надо будет последить за собой повнимательнее. Потому что иной раз дотянуться до воооон той спелой земляничины мешает только привычка ходить по кругу и мысленная, но не реальная невозможность выйти за его пределы. Разве фраза: "Я так никогда не делал" или "Я так всегда делаю" является аргументом? Особенно в споре с самим собой?
Более того, наверное, наряду с диспансеризациями и прочими регулярными процедурами, надо было бы завести привычку разрушать свои внутренние манежи. Иначе можно пропустить самое важное, самое интересное в этой жизни – например, пройти мимо своего предназначения, которое, мне кажется, всегда лежит где-то вне этих 13 метров и обязательно надо решиться туда шагнуть. Или даже поскакать галопом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий