воскресенье, 18 марта 2012 г.

Жизнь с QR кодом или прощание с privacy


"И я подумал: а так ли это важно,
где и с кем
ты провела эту ночь,
моя сладкая N?"
Майк Науменко, Зоопарк, "Моя сладкая N"

Алматы из окна гостницы
Ну так вот. Мы улетели в Казахстан в прошлую субботу, 10 марта. С 11 марта мы непрерывно работали, как я уже писала, полностью погрузившись в два подряд проекта. В пятницу 16 марта вечером мы с удивлением обнаружили, что наши проекты исчерпаны, битвы выиграны (ну с переменным успехом, но все же, пожалуй, выиграны – правда, Маш?) – и еще что прошли шесть дней в Алматы, а мы от города видели две-три улицы, лавочку на углу, где продавали кофе на вынос, да еще милейшее кафе, принадлежащее арабу из Марокко. Каким ветром его занесло в Алматы, мы так и не выяснили. Но мутабель он готовил знатный, а также то, что мы называли «колбасой», а на самом деле оно было чем-то вроде марокканского люля-кебаба.  В субботу нас унесло на Чимбулак, а потом – в Москву.

И вот сегодня я с удовольствием, качественно, полноценно бездельничаю. Я позволяю себе ничего не делать, а потом опять ничего не делать, и потом еще раз. Я ленюсь и мало кому удается так качественно лениться. Я даже не разобрала дорожную сумку, вытащила только то, что необходимо. Меня утешает то, что в среду я улетаю в Казань, а значит во вторник вечером сумку непременно доразберу, чтобы собрать ее снова.
Сонно ползаю по Фэйсбуку, вылезаю на странички друзей, просто так. Господи, как приятно делать что-то просто от нечего делать!
И почти у всех друзей я вижу ссылки: он прочитал то-то и то-то, побывал там-то и там-то.
Когда я пытаюсь прочесть статью с заинтересовавшим меня названием, ее закрывает большая картинка с требованием разрешить фейсбуку сообщить всем, что я читаю. Я закрываю все.
Потом при попытке контактировать с другими приложениями, фэйсбук снова и снова пытается получить от меня разрешение на опубликование моих действий. И снова получает отказ. Мне кажется, что эти картинки с требованиями даже как-то не то удивленно, не то возмущенно пыхтят, прежде чем отстать.
Но я пока что непреклонна. Я не хочу, чтобы фэйсбук сообщал обо всех моих действиях. Я много читаю и о самом интересном непременно рассказываю, с цитатами и рассуждалками – но именно о том, что захочу обсудить, и тогда, когда захочу. Я не хочу, чтобы фэйсбук отслеживал мои перемещения. Это мое дело – где я сейчас – дома, или в аэропорту, или на Останкинской телебашне, да хоть под кроватью. Я не хочу делиться всей своей жизнью – а, похоже, именно к этому идет.
Удивительная тенденция последних лет -  все социальные сети, так или иначе, пытаются спровоцировать подробное освещение всех закутков своей личной жизни. Мы начинаем с того, что делимся своими мыслями, настроениями, обсуждаем события… Потом мы замечаем, что соцсеть отслеживает и периодически выносит на всеобщее обозрение наши прогулки по Интернету и перемещения по реальному пространству-времени. И не тогда, когда я сознательно нажимаю на кнопку – потому что считаю, что эта статья достойна того, чтобы ее прочли мои друзья, или хочу похвастаться тем, куда меня занесло – а просто так. Ты сейчас вот там. Или вот там. Ты сейчас пользуешься приложением. И вот еще сюда заглянул своим физическим телом.
Потом они будут сообщать о том, что ты купил килограмм яблок семеринка и пять огурцов на рынке. Или о том, что в Перекрестке ты воспользовался кредитной картой, потому что у тебя не осталось в кармане наличных денег. И все друзья будут это обсуждать.
И вспоминаю, что перед отъездом в командировку, я читала новость: появились презервативы с QR кодом, которые сообщают через соцсеть – да, именно то, что вы подумали – где и когда ты занимался сексом. Нет, я не вру – честное слово! (например, вот, даже с полученной картой)
Да, в общем, чего удивляться, к этому давно шло. Уже давно я ставила лайк карикатуре, на которой пара занимается сексом в колено-локтевой позиции, при этом на спине у девушки стоит ноутбук и мужчина пишет: «Занимаюсь любовью с Лиззи Н», а перед девушкой – еще ноутбук и она отмечает «Лиззи Н нравится это».
Такое чувство, что соцсети пытаются объединить всех своих пользователей в некое единое существо с единым культурным и интимным пространством.
И мне это не нравится.
Кроме книги Андреас-Саломе, я еще перечитываю Вудхауса и, как обычно, в полном восторге. Мне безумно нравится этот английский юмор – немного медленный, изящный и простой. И я не против сообщить вам об этом вот сейчас. Но я совершенно не хочу, чтобы в момент, когда я возьму книгу в руки, на фэйсбуке появилась надпись: «Ксения Мамина читает книгу Вудхауса «Вечера с мистером Муллинером».  Просто не хочу.
Это я купила на рынке пять огурцов и килограмм яблок семеринка. Я не стыжусь этого, тем более, что и то, и другое оказалось очень вкусным. Но я не хочу, чтобы на фэйсбуке появилось сообщение об этом. Просто не хочу. (Ни на одном яблоке и огурце не было QR кода – а ведь когда-нибудь, наверное, будет).
И я не хочу, чтобы ФБ рассказал всем, где и с кем я провела время с двух до шести вечера. Просто не хочу, и вам не скажу.
В своем блоге я многое рассказываю о себе и даю ссылки на эти тексты на фэйсбуке. Но у меня всегда остается моя личная жизнь. То, о чем я не рассказываю. И мне это кажется важным. Я даже не могу объяснить, почему. Просто для меня это важно. Поэтому, боясь упустить момент, когда будет пересечена грань, за которой начинается та моя жизнь, которую я не делю  ни с кем, кроме близких друзей, я и отказываю фэйсбуку в праве сообщать остальным, что я читаю.
Мне нравится, что есть что-то, что останется для беседы между друзьями. Где-нибудь в кафе или дома. Да, даже пусть это будет сакраментальное: «А ты ему что?». Или совсем простое: «Ну как ты?»
Кстати, тоже было бы хорошее приложение для ФБ: «А он ей говорит…» - хотя что я, это же уже вовсю происходит на открытых для обозрения френдлентах.
Что еще будет выложено в соцсетях?
 - NN думает о смысле жизни, а также хочет опохмелиться. (Прекрасный повод для контекстной рекламы).
 - NN включил НТВ, а ведь договаривались этого не делать. (ФУУУУУ – говорят друзья NN хором, используя специальное приложение).
Кстати, мне нравится идея – пусть будет специальное приложение для коллективного ФУУУУУ.
 - NN тайком от жены жрет конфеты, которые купил ей в подарок. Ну ничего, он завтра новые купит (контекстная реклама).
 - NN ржет над старыми анекдотами, которые нашел хрен знает где в интернете. (ФУУУУУ – говорит Башорг). 
 - NN скачивает новый фильм Никиты Михалкова. (ФУУУУУУ – гордо говорит НМ, ФУУУУУУУ – тихо говорят остальные режиссеры). ФБ напоминает, что скачивать – нехорошо (контекстная реклама).
 - NN обнаружил смысл жизни.
 - NN повесился. (ФБ уточняет – то, что он принял за смысл жизни, было контекстной рекламой, ну, может, не вполне удачной).
 - NN стоит у врат рая и выясняет отношения с ворчливым стариком у входа. Размещено несколько фотографий, на которых NN из вредности отмечает сто пятьдесят близких друзей – знаете, так бывает, что кто-то размещает фотку и пишет, как будто ты там есть – а тебя нет, ты даже не болтаешься поблизости. Вот так и тут, открыв ФБ, человек обнаруживает фотку с прозрачным, но довольным NN, стариком у входа, старухой с косой в белом одеянии (тут контекстная реклама сельхозинструмента и Армани). И написано: NN отметил, что на этой фотографии и вы тоже есть! Придется после этого идти к зеркалу и тыкать какое-нибудь чувствительное место булавкой.

Я не знаю, почему мне так дорога та самая private life. Как будто, отдавая ее соцсети, я утрачиваю что-то важное, что-то необходимое.
Кстати, о контекстной рекламе – сегодня мне в почту пришло сообщение для моей мамы (она не пользуется компьютером) – о том, что переносится заседание Ученого Совета МГУ. И знаете, какая контекстная реклама выскочила? «Замена унитаза. Качественно, недорого». Ничего так ассоциативный ряд?
В общем, это какая-то новая, другая жизнь – жизнь в Интернете. У нее свои правила и свои условности. Она затягивает, несмотря на сопротивление. Я не знаю, что с этим делать. Может быть, это тоже проявление конца света – конец реальности и перенос ее в условное, плывущее пространство интернета? Ну поживем - увидим.
И, пожалуй, будьте осторожнее, покупая презервативы, проверьте, нет ли на них самоактивирующегося QR кода. На всякий случай… Или это уже нормально, и только я отстала от жизни, пока с наслаждением ленилась сегодня?
Privacy Shell = Раковина для уединения

Комментариев нет:

Отправить комментарий