Ольга Форш |
Тот самый Дом |
Ирина Одоевцева. Портрет работы Юрия Анненкова 1922 |
В общем, книга Ольги Форш дает именно возможность побывать там, подышать тем воздухом. А как она потрясающе пишет! Я давно не встречала такого ироничного и литературно своеобразного стиля. Стиль Ольги Форш похож на гениальные здания той же самой эпохи - конструктивизма. Я их очень люблю. Почему-то, правда, сразу вспоминаю дома Екатеринбурга - вот там стиль сохранился очень чисто, в своих лучших образцах. Но неважно.
Я, собственно, даже и не хотела рассуждать об этом всем. Просто привести несколько очаровательных цитат...
"Прозаик Долива варила похлебку, а сын ее на велосипеде вокруг себя самого делал круги. Когда в гости к нему пришел другой недомерок, оба встали на головы и пошли на руках. Так как время от времени они тяжко падали на паркет, то поднялся снизу дворник и грозно сказал:
- Ваша комната обратно записана на штрафной, потому как в жилых помещениях колка дров воспрещается.
Детской затее хождения на руках дворник не внял и в предубеждении удалился".
"Мы лично въехали в Рим на авто. До этого долго неслись по узким дорогам среди апельсиновых плантаций с обилием размноженных оранжевых "солнц на ветвях". Метафора заимствована у поэта, тем же, кому она викторина, поясняем, что речь идет об особом урожае чудесных по вкусу и виду апельсинов".
"Под стук сапог кто-то рявкнет как вепрь:
- Не строй из себя хри-зан-те-му!"
Дивный рассказ о том, как была конфискована в пользу пролетариата и потом возвращена мебель, слишком длинный, чтобы цитировать его полностью - но он того стоит, это надо просто найти и прочесть. Вот только несколько кусочков:
"... вошли здоровенные мужики с лесного склада и с такой поспешностью выгребли дотла обстановку, что писателям, склонным к ассоциациям литературным даже в свой последний смертный час, показалось, будто мебель, как в известном рассказе Мопассана, сама пешком убежала из комнат"
"в тот день невольного превращения писателей в пустынножителей..."
"Опустошенные писатели, покорившись без борьбы, уже было наладились, как они будут спать на многотомнейших классиках, обедать за энциклопедией или сидеть на современниках с автографом. ... Едва попав в угол или к писателю под постель, книги множились вроде как почкованием - обитатель Сумасшедшего Корабля обрастал не бытом, а книгами."
"Разгорячившись, товарищ Китов подкидывал вверх пушистою головою и кричал на похитителя мебели:
- Где это видано? Где это?
Заикался превысивший власть комендант:
- Занумерована... внесена в книги...
- Где это? Где это?
И, приставив кулак к левому уху, услышала Ариоста вместо "где это" - "Ге - те". На лице ее проступило блаженство, она проникновенно сказала:
- Вспомнил Гете - значит, все хорошо."
Ну и последнее, как раз о постановках, которые делал Евгений Шварц с детьми (в книге он Геня Чорн):
"Геня Чорн сорганизовал недомерков мужского и женского пола из всех кают Сумасшедшего Корабля. Сейчас он вознес римский свой профиль и скомандовал:
- Встреча флотов Антония и египетской Клеопатры. За отсутствием кораблей и подходящих героев действие будет представлено одним первым планом - игрой восхищенных дельфинов. Дельфины, резвитесь!"
"Затем перешли к гвоздю труппы - "Посадка в Ноев ковчег и коллективное построение слона""
Ой, ну и еще, на сегодня самое-самое последнее. Но не могу удержаться:
"Ну, словом сама и жена.
Не имея склонности к плагиату, возвращаем немедленно авторство этих слов по принадлежности. Слова эти не что иное, как реставрация плохой "вечной женственности" в новом быту. Они - порождение советских курортов. Многопудовые больные, идя в "грязь" за заслуги мужей, на вопрос, от какой они организации, отвечают, себя обожая: "Я - жена". Они же с иерархическим высокомерием бросают по адресу трудовых элементов, попавших по праву личному: "Это - сама".
Сама и жена - не весь ли женский вопрос в двух словах?"
Комментариев нет:
Отправить комментарий