В Астрахани под тридцать градусов жары днем. По моему гостиничному номеру летает удивительно бодрый комар.
Вечером гуляла по набережной. Только вышла к Волге, как что-то треснуло – явно коротнуло – и погасли фонари. Гуляла в полной темноте - бархатной и уютной. Волга как будто светилась, собираясь впадать в Каспийское море. и в небе висела яркая звезда – наверное, планета. Из темноты вылетали дети на роликах и уносились вдаль. А однажды пролетела настоящая летучая мышь.
Потом вышла на освещенную часть набережной – и удивилась разнообразию человеческих типов. Какие угодно, какие только можно себе вообразить.
Рядом с лавочками лежат горки шелухи от семечек.
Хороший, очень южный, милый небольшой город в низовьях Волги.
Я здесь по работе, а не по политическим причинам. Но мне было интересно. На первый взгляд – обыватели не замечают и даже не знают о том, что в Астрахани – мягко говоря – неспокойно.
Провела две фокус-группы – и никто даже не обмолвился о выборах, о голодовке Шеина. Хотя, конечно, здесь и запись идет, и я – человек незнакомый, из Москвы. Может, поэтому.
И еще это мгновенно наступившее тепло. Астраханцы, предвидя летнюю жару, наслаждаются теплым – просто теплым – вечером. Такое чувство, что на набережную сегодня пришли все - люди всех возрастов, самые разные. Смешные девчонки в шортиках и платьицах цокают каблучищами. Молодые люди на роликах вьются зигзагами вокруг них. Будущие мамы гордо показывают пузам блеск реки. А вот идут четыре девочки – все ужасно разные – от совсем черненькой до блондинки – все красавицы – а по сторонам ужасно гордые молодые парни – всего два – смотрят по сторонам – видели, какая у нас красотища! И сколько ее!
И нет ощущения, что в городе что-то происходит. Гуляют, сидят на лавочках у набережной, у Кремля, катают детишек на лошадках в блестящих попонах. Обычные люди, которым наплевать на власть и ее проблемы. И это нормально, на самом деле. Наслаждаются вечером, пьют пиво или сок, едят мороженое и сладкую вату…
Где-то я читала, что признаком счастливого и стабильного общества является очень низкий процент интересующихся политикой. Но это не про нас, понятно. У нас просто политика отдельно – а люди отдельно. Было ощущение, что аквариум задребезжал – казалось – вот-вот побегут по нему трещины – и всем будет неуютно – зато исчезнет пресловутый угол преломления, делающий невозможным общение между теми и этими.
Я и понимаю, и не понимаю Шеина. Да, совершенно невозможно простить такое, и чертовски не хочется жить в стране, где такие вещи будут происходить повсеместно – и безнаказанно. Да, его кинули – мерзко и очень обидно. Да, дело принципа. Да. Но… рисковать жизнью? Ради власти? Ради идеи? Жизнью? Я – женщина, мне это кажется несоразмерным. (Такие люди были во времена Чернышевского и Писарева. Страстные, умеющие подчинить свое физическое существование – Идее. Умереть ради справедливости - но не ради вот этих людей на набережной - потому что им все равно, кто будет мэром.)
Или, может, он начал голодовку, не понимая, как это затянется – и что пути назад не будет? Что из этого нельзя будет выйти? Это как прыжок с парашютом – ты не можешь прекратить это по своему желанию. Да нет, наверное, понимал. Не похож на человека, у которого есть иллюзии.
Как хотелось бы, чтобы Шеин победил. Чтобы выборы признали недействительными, отобрали кормушку у этого «выигравшего» упыря из ЕР, чтобы Шеин вышел из голодовки под наблюдением врачей и благополучно приступил к своим обязанностям. И мне жаль, что это кажется утопией. Искренне жаль.
А город очень хороший. Теплый. Южный. Люди славные. И очень ярко светит звезда в небе – никогда не видела, даже на юге, чтобы так сияла – кто это, интересно: Венера? Юпитер? Или это кто-то смотрит на нас через дырочку в небе?
Комар улетел по своим делам (наверное, много накопилось после зимы). Теперь можно спать…
Фотографии завтра, ужасно спать хочется...
Комментариев нет:
Отправить комментарий