суббота, 14 апреля 2012 г.

последний день Страстной недели

Нет, я не пощусь. И я никогда не исптывала внутренней потребности в вегетарианстве, хотя неоднократно примеряла ее на себя.

Мое внутреннее чувство Бога (которое вообще-то у меня довольно сильное - и я не буду объяснять, что это такое) - почему-то не поддерживает во мне ни пост, ни отказ от мясного вовсе.

Я знаю все аргументы и могу придумать новые. Не будем говорить о бытовом: полезно для фигуры... для здоровья... почистить внутренние органы после зимы... Понятно, что это не о том.

Скорее, резкое изменение привычного рациона - это очень сильный рычаг воздействия. Начать есть иначе - это почти как начать дышать иначе. Это по идее может очень сильно встряхнуть человека, выбить его из жизни на автопилоте, из обыденных, неосознаваемых действий. То есть, это может сделать жизнь более живой, более осмысленной и осознанной. Что, в сочетании с активно выполняемыми духовными практиками (чтение молитв, хождение к заутрене - тоже разрушение привычного течения жизни) - действительно может быть очень эффективным в плане духовного роста.

Я с огромным уважением отношусь к людям, соблюдающим пост. Потому что раньше - если почитать Шмелева, Толстого, других писателей тех времен - раньше постились все вместе. А делать что-то вместе - намного проще, чем идти в одиночку. Поэтому я действительно искренне уважаю людей, которые идут на сознательный пост, понимая, что сейчас это намного сложнее, чем пару сотен лет назад..

Но я лично - не пощусь, потому что не чувствую внутренней основы для этого. Разум понимает, но душа почему-то не поддерживает. Я так много работала над тем, чтобы принять мир таким, какой он есть... С его событиями и традициями. И приняла, как мне кажется - действительно целиком, включая и тот факт, что одни живые существа поедают мясо других.

Возможно, это изменится. И даже скорее всего изменится. Но пока так.

И тем не менее, я всегда очень сильно чувствую Страстную неделю. Особенно ее последние дни. И сегодня - какой тихий, замерший день... Как если бы мир напряженно ждал Чуда, не зная, случится оно или нет...

Год назад я уже приводила свою самую любимую цитату об этих днях. И с тех пор ничего лучше никто не сказал. Поэтому я просто повторю.

Джон Стейнбек. Зима тревоги нашей.

Эта суббота была не похожа на другие. Может быть,  в  каждом  дне  есть что-то  свое.  Но  это  был  совсем  особенный  день.  Мне  слышался  ровный бесцветный шепоток тетушки Деборы: "Сегодня Христос мертв. Это бывает только один день в году, и вот сегодня такой день. И все люди на земле тоже мертвы. Христос сейчас терпит муки. Но завтра - дай срок, пусть только  наступит завтра. Тогда увидишь, что будет".

Мне  трудно  представить  себе  тетушку  Дебору,  всегда  ведь   трудно представить себе тех, кого привык видеть не издали. Но помню, она читала мне Библию,  как  читают  ежедневную  газету,  да,  пожалуй, так  она  ее  и воспринимала, как рассказ  о  событиях,  извечно  повторяющихся,  но  всегда полных увлекательной новизны. Каждую Пасху Христос в самом деле воскресал из мертвых, и это было как взрыв, все равно оглушительный, хоть  его  и  ждешь. Для нее все происходило не две  тысячи  лет  назад,  а  сейчас,  сегодня.  В какой-то мере она внушила это ощущение и мне.

Комментариев нет:

Отправить комментарий