пятница, 13 апреля 2012 г.

Внимание: люди

Элизабет Тейлор
в роли той самой актрисы
в одноименном фильме
С середины февраля веду группы почти каждый день. Занятие это особенное, поэтому это не усталость, а переход в другое агрегатное состояние. Но тем не менее делаю попытку вернуться к обычной "другой болтовне".

Я уже писала, что для меня самым лучшим отдыхом становится перечитывание давно любимых книг. А несколько дней назад взяла старый и уже почти забытый детектив Агаты Кристи "Зеркало треснуло" (разумееется, есть много вариантов перевода). 

Агата Кристи была удивительная. Иногда ее книги содержат намного большее, чем просто сюжет с поиском убийцы. Вот и сейчас мне было не столько интересно вспомнить, кто же убил бедную глупую тетку, сколько общее описание очень и очень хорошо знакомого мне явления.

И именно то, что это так зацепило меня, подсказывает, что мне и самой это свойственно или по крайней мере было свойственно на протяжении долгих лет жизни, пока я не стала обращать на это внимание и как-то с этим работать.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, пара цитат:


кадр из фильма "Зеркало треснуло"
"Элисон всегда была так поглощена собственной деятельностью, что иногда это мешало ей увидеть, как это выглядит со стороны и как может отразиться на других людях."


"Она всегда была уверена, что знает, что надо делать. Что другие думают об этом, не имело для нее значения. У меня была такая тетка. Она обожала печенье с тмином, пекла его в диких количествах и угощала всех, направо и налево, и ей в голову не приходило спросить, нравится оно людям или нет. А есть такие, которые терпеть не могут, напрочь не выносят запах тмина"

Кстати о сюжете. Если кто-то не читал эту чудесную книгу, то лучше бегите и быстренько прочтите ее и потом возвращайтесь. Я наспойлерю, честно.

Итак, бедная дурында случайно попадает на прием к знаменитой актрисе. Она восторженно щебечет, пытаясь рассказать, как она эту актрису любит всю свою жизнь. И в качестве примера приводит случай, который произошел много лет назад - как она заболела, а эта актриса приехала к ним в городок. И как она накрасилась поярче и побежала за автографом. И как это много для нее значило, и как она всю жизнь этим гордилась.

И примерно через пять минут эта тетка оказывается мертва.

Актриса потрясена, тем более она только что оправилась от нервного срыва. Она вообще не очень здоровый человек - с тонкой артистической организацией психики. К тому же у нее в прошлом ужасное несчастье - ребенок, родившийся умственно неполноценным, а она всегда так хотела иметь детей... Поэтому актрису все берегут и стараются не дать ей понять, что скорее всего это было покушение на нее саму, а не на несчастную дурынду, до которой по большому счету никому не могло быть дела.

И только мисс Марпл говорит, что вообще-то таких людей могут убить, они страшно уязвимы, потому что:


"Она совершенно не знала жизни. Она не знала людей, никогда о них не думала. И поэтому, понимаете, не могла защитить себя от всяких неожиданностей. ... Если ты похож на Элисон, ты никогда не знаешь, что ты собственно, делаешь, и потому никогда не знаешь, что с тобой может случиться. ... Она относилась к той породе людей, которые расскажут вам все: что они делали, что видели, что чувствовали и что слышали. Они никогда не упомянут о том, что сказали или сделали другие. Жизнь для них представляет собой дорогу с одной колеей, именно той, по которой движутся они. Другие люди значат для них не более, чем просто обои на стене"

Да, да,  мне это ужасно знакомо. Для себя я иногда называла это состояние "желтая гоночная машинка" - как-то засел во мне этот образ ярко-желтой машинки, которая летит по гоночному треку, набирает скорость и набирает, и в какой-то момент вылетает с трассы на повороте. То есть, для меня это была не просто колея, но скоростная.

Я помню, как я испытывала мучительное чувство сожаления, вдруг поняв, что мои слова, которые я так радостно кому-то пела, могли вызвать у слушателя сильную болезненную реакцию - потому что задевали что-то из его личного опыта. Я хотела себя показать, а вместо этого ударила куда-то в область сердца. Бывало, правда. Поэтому я теперь стараюсь внимательнее относиться к пустой болтовне. У большинства людей есть огромное минное поле внутри - мы все носим в себе пережитое горе, обиды, вину и гнев. Да-да, мы все знаем, что это неправильно и вроде бы это как-то прорабатываем... но все-же... иной раз как рванет нежданная мина от чьих-то случайных слов...

К слову, очень хорошо знать хотя бы свое собственное минное поле. Очень полезно знать, что именно может вывести из себя или причинить боль. Тогда это можно контролировать. Иначе же можно с удивлением обнаружить, что ты уже бьешь пяткой в нос с разворота своему собеседнику... А лучше бы еще все-таки учитывать и минное поле собеседника, а то можно в ответ на милую бессмысленную реплику получить пяткой в свой собственный нос...

Вот и мисс Марпл объясняет:


"Она вообще никому не желала зла, но нет сомнения в том, что такие люди способны причинить много вреда, потому что им недостает... не добра, нет - они добры - а реального ощущения того, как их поступки отражаются на других. Она всегда думала только о том, что ее поступок значит для нее, и никогда не задумывалась над тем, что этот поступок может означать для окружающих"


Да.

Ну и в качестве примера - почему все-таки убили эту самую тетку. Она не просто была больна, когда поперлась за автографом. Она была больна краснухой. Актриса заразилась от нее (краснуха очень заразна) и из-за этого родила больного ребенка. Это сейчас, если беременная женщина заболевает краснухой, то беременность немедленно прерывают. А тогда это стало болью и ужасом, чуть не сведшим героиню повести с ума. И когда несчастная мать увидела эту самодовольную, счастливую дурынду, которая еще и хвасталась своим поступком, необратимо разрушившим жизнь семьи, актриса не выдержала и быстренько ее  прикончила, благо была возможность.

Написано прекрасно. Агата Кристи показывает самые разные примеры людей, каждый из которых совершает ту же ошибку: молодая семья, которая уверена, что музыку нужно слушать на пределе громкости ("иначе будет не тот тембр"), временная компаньонка мисс Марпл, которая разговаривает так, как будто они обе выжили из ума и просит комиссара Скотланд-Ярда "не волновать бедную старушку ужасными новостями об убийстве"...

В общем, я задумалась. И вот понимаю, что мы просто не можем знать обо всех минах, таящихся вокруг. Но все же - хотя бы понимать, что они есть. Может, тогда удастся избежать ошибок, грозящих болью или опасностью? Тебе или другим? Хотя бы иногда думать о том, что значат твои слова и твои поступки для окружающих? Просто менять угол зрения иногда. Мисс Марпл считала, что это очень, очень полезно.


Комментариев нет:

Отправить комментарий