суббота, 9 апреля 2011 г.

пчелы - НЕ фигня!

Все фигня, кроме пчел... (Анекдот)

Знаете, как бывает - иногда подумаешь о чем-нибудь, но вроде это не очень важно. И вопрос остается без ответа. А потом случайно узнаешь ответ, и это бывает очень интересно.

Вот так и я, какое-то время назад подумала - интересно, а как делают все эти виды меда? Ну липовый, гречишный. Как отделяют мед, собранный с липы, от меда, собранного с маленьких беспородных цветочков?

А тут разговорилась с женщиной, которая продает очень вкусный мед у нас на рынке. Мы давно у нее покупаем - то один, то другой. Мне вот очень нравится "кипрейный", совершенно белый, с необычным вкусом. Обычно к ней подходят покупатели один за другим или даже стоит небольшая очередь. А тут - погода дрянь и никого не было. И я решила, что это хорошая возможность наконец узнать тайну меда :)

Оказывается, выбрав источник меда, пчелы несут в улей только его. То есть, если рядом с ульем зацвела липа - все, они уже не садятся на маленькие беспородные цветочки. Потом липа отцветает и начинает цвести, ну, скажем - каштан. Все, они все переключаются на каштан. Молодцы какие. Для пасечника главное здесь - быстро вытащить мед, прежде, чем пчелы переключатся. Женщина показала мне мед, который они не успели вовремя вытащить. Он тоже очень красивый и на нем честно написано "липа-каштан". А мой кипрей, оказывается, это иван-чай.

Поэтому ульи делают передвижными и таскают их по довольно большой территории - то на поле, то на лужок возле речки, то в лес - чтобы они работали на разных участках.

И еще оказывается, мед собирают только пчелы - старички и старушки. У них очень четкое разделение видов деятельности по возрасту. Молодые - кормят совсем маленьких. Чуть постарше - строят жилье. Потом они еще успевают поработать санитарками, повыполнять другие обслуживающие улей функции - и только потом им доверяют нести мед. А ведь пчела летом живет около месяца... Какая насыщенная у них жизнь, оказывается!

Среди пчелиных видов тоже есть кукушки - которые подбрасывают своих личинок в чужие ульи, а  сами мед и пыльцу не собирают.

Когда уже залезла искать картинки, наткнулась на удивительное исследование:

Как сообщает Journal of Experimental Biology, исследователи из сиднейского Университета Маккуори были очень удивлены, когда обнаружили, что пчелы после употребления кокаина начинают совершать активные движения, напоминающие в совокупности танец, стремятся разговаривать с другими пчелами и испытывают ломку, когда им перестают давать наркотические средства.

А молодцы исследователи Сиднея, да?

И еще парочка милых легенд: древние египтяне считали, что душа человека после смерти летит по месту назначения именно в виде пчелы. А древние греки рассказывали, что на могиле Гиппократа поселился рой пчел, которые давали мед, исцеляющий от всех болезней.

Ну и напоследок самое грустное: пчелы могут вымереть. Причем это не новость из серии "солнце погаснет через три миллиона лет", нет. По неизвестной причине начали разрушаться колонии пчел у нас, в Европе и Америке. Причем это было отмечено совсем недавно - в 2006 году. И если это будет продолжаться теми же темпами, то пчелы на Земле закончатся уже к 2035 году. Это скоро!!! А как же я? Неужели я не смогу дать своим внукам на ночь белого кипрейного меда? Ну, и кроме моих внуков, еще пострадают некоторые виды фруктов, овощей, злаков и орехов. Потому что они не будут опыляться.

И вот обо всем этом (кроме кокаина) мы разговаривали с женщиной, продающей мед. Шел проливной дождь и я пришла абсолютно мокрая. Но зато теперь я знаю, как делают липовый мед! И так приятно сейчас думать о лете. Пожалуй, когда будет потеплее, я куплю семена разных цветов и разбросаю их в парке и везде (мне же еще патиссон из моего аптечного ящика с балкона разбрасывать, вот и заодно... ) Может, пчелы как-то взбодрятся и перестанут нас покидать?

Памятник башкирской пчеле с живыми цветочками

Комментариев нет:

Отправить комментарий