суббота, 3 декабря 2011 г.

Почему я завтра пойду голосовать.

Я, в общем-то, не собиралась писать об этом. Но меня зацепил утренний пост Леши Форова на фейсбуке. А цепляет, как мне кажется, только то, что имеет отношение к реальной действительности.
Вот что написал Леша (и в этом была правда, повторю): "Начитавшись про "активную социальную позицию" "среднего класса" и массовую сетевую истерию на тему очень странной ханжеской ненависти к "тандему", я что-то уже не уверен, что мне надо идти голосовать. Очень не хочется становиться частью толпы".
И я задумалась. Действительно ли это мое решение – идти завтра голосовать, как многие, не «за» кого-то, а все-таки – «против». Или оно продиктовано социальной модой? Это мое желание или настроение толпы заразительно? (как в метро легко подхватить насморк, так в соц. сетях легко заразиться общим настроением…)
К тому же у меня совсем недавно был очень интересный проект, группы и интервью с молодыми и преуспевающими ребятами, фактически – будущим страны. И среди них были самые разные мнения. Один из них высказал следующую мысль: мол, что вы все против Путина и Медведева. Они делают главное – обеспечивают стабильность. Дальше – мы справимся сами, несмотря на коррупцию и прочие прелести системы. И именно потому, что они заняты своими политическими играми, у нас повышается шанс справиться – им не до нас. Им наплевать на нас, и это – залог успеха. Вот как-то так парень думает и парень очень неглупый.
И я вот думаю: да. Стабильность, это, безусловно, хорошо. Я уже писала, что я не хочу революции, потому что они в России всегда уж очень кровавые – и это может быть кровь людей, которых я люблю.
И – да. Власти действительно настолько оторваны от общества, что общество может резвиться как школьники, когда учитель вышел из класса. Они живут в своем мире, а мы в своем. И мы – ничего так живем, на самом деле. У нас есть возможность работать, развиваться, учиться. Наши дети не голодают и получают образование. Да, не благодаря государству, но у нас есть возможность обеспечить им приличный уровень жизни независимо от государства. И границы открыты пока, что немаловажно.
Может, действительно, пусть так и будет? Лысый-волосатый-лысый-волосатый… (видели картинку?). Или это: «не приходите на выборы, мы сами за вас проголосуем».
И к тому же есть старая притча о нищем, к которому подошел сердобольный прохожий, бросил монетку и согнал мух с тела. «Что ты наделал, - закричал в гневе нищий – ведь на их место прилетят голодные!»
И еще: верю ли я, если честно, что в других партиях сидят принципиально иные люди? Которые все построят правильно, искоренят коррупцию, наладят образование-медицину-нересурсоориентированную экономику? Честно – НЕТ. Не верю. Эти задачи трудно решить и ни одна из предлагаемых нам партий не готова решать их. Да и в политику идут примерно одного поля ягоды, а в какую партию тот или иной попадет иногда – дело чистого случая. Ну, может, не обо всех это можно сказать (надеюсь!) – но обо многих…
И все же. И ВСЕ ЖЕ.
Почему я завтра пойду голосовать.
Я не могу сказать, что я категорически против «Единой России» - да нехай будут. Я категорически против ЕДИНСТВЕННОЙ Единой России. Даже, если во всех партиях одинаковые люди, наличие в правительстве нескольких партий, наличие оппозиции, может изменить ситуацию. Они будут просто вынуждены вести себя немного иначе. Не так нагло. Хотя бы немного более разумно. Весы, на каждой чаше которых лежит хоть что-то – могут раскачиваться. Весы, на одной чаше которых лежат все камни, а на другой – ничего – недвижимы и безнадежны. Я хочу обрести живые, качающиеся весы.
Во-вторых, мне не нравится то, что сейчас происходит. Мою собственную дочь отдали под суд за попытку сфотографировать трех живых куриц у Министерства образования. Подростка распинали за надписи на портретах. Все чаще появляются сообщения и посты о людях, которых посадили без причины и практически без следствия. Или просто избили. У меня, знаете, с этим нехорошие реминисценции.
Был когда-то прекрасный мультик, ходил по Интернету: Europe vs. Italy. Не помните? Очаровательный был мультик, и Италия там во многом была похожа на Россию. Так вот там был символически показан процесс выборов и властных процессов.
О выборах. Европа: выиграли красненькие, зелененькие и синенькие помахали флажками и разошлись по сторонам. Италия: выиграли красненькие и мгновенно все, включая лидеров, стали красненькими, никаких синеньких-зелененьких. Все машут флажками и радуются.
О процессах. Европа: пришел один, посидел на кресле, слез, пришел другой, посидел на кресле, слез, пришел третий… Италия: пришел, сел на кресло, пустил корни, врос намертво.
Так вот, я слышу сейчас треск прорастающих корней. И мне это не нравится.
Мне не нравится, что люди перестают выполнять свои самые простые обязанности, потому что они озабочены исключительно сохранением своей позиции и битвой со всем, что может на эту позицию покуситься: с курицами, детьми, тенями… «Я не буду ничего делать, но мне здесь очень нравится и меня никто не имеет права трогать» – такая вот позиция сейчас наблюдается по всей стране. Надоело.
И потом, я же социолог. Я вижу, чувствую, щупаю общество. И мне не нравится то, как под внешним безразличием («Да пусть будут, главное, чтобы не мешали еще больше») нарастает напряженность. Я очень хочу, чтобы с помощью выборов хотя бы немного сдвинулось нынешнее положение. Потому что это цивилизованный и нестрашный путь.
И мне очень жаль, что непременно будут откровенные, наглые фальсификации, мерзкая ложь по всем СМИ и все такое. Они, к тому же, совершенно не умеют врать аккуратно и не-мерзко. Среди них не осталось профессионалов. Они пытаются жить по принципу «Сила есть – ума не надо».
И они сами не понимают, что это затягивает страну в неврастеничное состояние, при выходе из которого они могут не просто вылететь с занимаемых кресел, но потерять голову в прямом физическом смысле этого слова. И пытаясь сейчас закручивать гайки, они только вредят – и себе, и стране.
Да веди они себя хоть чуть-чуть умнее, хоть чуть-чуть профессиональнее – и я бы первая не пошла на выборы, предоставила бы свой голос – да, пожалуйста, играйте, мне тоже не до вас.
Это напоминает попытку наладить отношения в семье с помощью скандалов – так же бесперспективно. Когда один из супругов бросает на пол посуду и орет: «А-а-а-а, ты меня не любишь!!!» - второй, скорее всего, любить его не начнет. Ну, в этот момент не начнет.
Итак, еще раз, против чего я пойду голосовать:
Против наглой партии, считающей себя Единственной и готовой сделать все, чтобы оставаться Единственной.
Против полного отсутствия закона и прав. Да, преимуществом России всегда было правило «Закон – не дышло, куда повернул, то и вышло». Так здесь делается бизнес. Но не тогда, когда это касается людей, садящихся в тюрьму.
Я буду голосовать против людей, которые держат в тюрьме Ходорковского и запрещают показывать слабый и не слишком интересный фильм о нем.
Ну и да, разумеется, я буду голосовать против разрушения систем образования, медицинского обеспечения, социальной защиты. Против продолжения эксплуатации ресурсов без малейшей попытки перевести экономику  на другие рельсы. Пусть это почти невозможно изменить, но я хочу сказать, что я против.
Ну, в общем, понятно.
Теперь, ЗА. За кого?
Я не буду голосовать за коммунистов. Потому что я жила при коммунистах и мне не понравилось. Мне моя личная история, история моей семьи и история России не позволит за них голосовать. Просто рука не поднимется, насколько бы разумно это ни казалось.
Остальных я просто не понимаю и не знаю, они кажутся мне какими-то фишками, специально подобранными, чтобы распылить оппозицию, включая клоуна Жириновского. (Или вот это, тоже хорошо: «Мы за то, чтобы отобрать все у богатых и показать это богатство бедным по телевизору» - это про Справедливую Россию, что ли).
А значит, остается только одно: голосовать за Яблоко. Я понимаю и разделяю ту позицию, которую они декларируют. Мне жаль, что они не объединились с СПС, когда еще был нормальный СПС. Они не кажутся сильными или способными что-то изменить. (Если бы Ходорковский был на свободе, я бы голосовала за ту партию, которую поддержал бы он – потому что он единственный, кто умеет и может). Но за неимением других вариантов – я проголосую за Яблоко. Просто потому что больше не за кого, а я хочу сказать единоросам, что пора уже немного подвинуться. Вот как-то так.
Шанс есть. Повторю (на фэйсбуке писала) – голосование Росбалта показало 37% за ЕР, и по 22-23% - за коммунистов и Яблоко. Голосование на «Вконтакте» (меня там нет, коллега сказала, спасибо, Насть!) – при том, что там лидирует Жириновский, все равно дает Яблоку 8%. То есть две совершенно разные группы людей шанс Яблоку дают. Я рискну.
Но последнее соображение, делающее все это мероприятие совсем безнадежным: я думаю, результаты будут рисоваться на другом уровне, как бы мы ни проголосовали. Даже если мы с Вами все, всей страной проголосуем едино – все будет как им надо. Я понимаю.
Но если я проиграю (а вероятность этого значительная, учитывая, повторю, что цифры будут рисовать централизованно, и наши с вами бюллетени будут иметь к этому не очень прямое отношение) – я хотя бы скажу этим людям, что я – не за них. Пусть знают. Что бы они ни сказали послезавтра с утра, они будут знать внутри себя, что Ксения Мамина из Москвы проголосовала не за них. Им плевать, понятно. Но пусть знают. И я буду знать, что бросила маленький камешек туда, куда считала нужным, а не увеличивала общую дурно пахнущую кучу своим бездействием. Мне будет спокойнее помнить об этом. Потом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий