воскресенье, 17 июля 2011 г.

немножко о фантастике и людях

Наткнулась на книжку (ничего удивительного в этом нет, трудно пройти по дому и не наткнуться на какую-нибудь книжку). В этот раз это английский писатель Эрик Фрэнк Рассел.
Под катом далеко не лучший, но просто коротенький его рассказик. Но если бы жанр блога позволял, я бы разместила здесь почти любой из его рассказов, или даже повесть или роман. Его герои по-настоящему живые, даже, если это герой маленького рассказа. И это все очень интересно.
Местами – очень, очень смешно. Например, рассказ «Мы с моей тенью», о маленьком жалком человечке, который нащупал свою собственную силу с помощью своей тени. И понимаете, не фантастической силой тени обзавелся, а именно что обнаружил свою. Это так здорово: подумать, что любой человек – сильный. Просто ему нужно знать, что он – сильный. Каким-то странным образом после того, как смеешься над беседами героя рассказа с его тенью по имени Кларенс, вдруг думаешь – а мне-то что мешает? На самом деле? Чего я боюсь? Как будто твоя собственная тень вдруг, улыбаясь, подталкивает тебя, хотя вы и не представлены друг другу J
Местами – трогательно. Например, рассказ «Свидетельствую», где все настроены враждебно по отношению к несимпатичному инопланетянину, похожему на кактус, и все кардинально меняется из-за единственного вопроса, вовремя заданного адвокатом этого существа. Как часто малая толика информации полностью меняет все восприятие ситуации, какой бы однозначной она ни казалась… Более того, похоже однозначными кажутся только те ситуации, в которых как раз информации очень мало.
О чем бы ни писал Рассел, он всегда пишет о том, как прекрасен и силен может быть человек – при условии, что он признает право других быть такими, какие они есть – будь то люди другой расы, марсиане, «кактусы» или даже искусственный человек (прелестный рассказ «Эл Стоу»). Причем это все безо всякого морализаторства, это как будто само по себе получается…
Всегда любила его рассказ «Немного смазки». О том, как в команду лучших профессионалов Земли, тщательно отобранных для полета в космос, добавляют еще одного, глупого, смешного, неловкого… И как именно благодаря его ошибкам, репликам невпопад, рассыпанной соли, им удается не сойти с ума. Вернувшись на Землю, командир корабля узнает, что на самом деле этот нелепейший персонаж, который отмачивал что-то невероятное каждый раз, когда команда была на грани срыва или ссоры, на самом деле – тоже величайший в своей профессии…
Кстати, вот милая цитата оттуда: «Цивилизация была бы настоящим адом, если бы не было мясника, булочника, полицейского, а были бы только люди, нажимающие на кнопки компьютеров».
Рассел часто представляет себе общество, где нет подчинения, нет насилия, нет официальных лиц и униформ – где каждый человек выглядит как хочет и работает, потому что ему это действительно нравится.
Очень добрый, очень светлый, действительно лучшее среди фантастов чувство юмора… Никто не знает почему, но за несколько лет до смерти он перестал писать. Полностью отказался от литературной деятельности. У Рассела очень простая, неинтересная биография, и это – его единственная тайна. Мне бы хотелось, чтобы это произошло не из-за разочарования в его идеях, а наоборот: может, он просто начал двигаться куда-то дальше…
Что, кстати, вполне возможно, судя по рассказику под катом. Что-то такое Эрик Фрэнк Рассел понимал важное...

Эрик Фрэнк Рассел
ЕДИНСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ
Он был один во тьме – и никого больше. Ни голоса, ни шепота. Ни прикосновения руки. Ни тепла другого сердца. Кромешный мрак. Одиночество.
Заточение навечно во тьму, молчание и безучастность. Кара. Тюрьма без приговора. Наказание без преступления.
И нет надежды на помощь и спасение извне. Нет жалости или симпатии в другой душе, в другом сердце. Нет дверей, которые можно было бы отворить, нет замков, которые можно было бы отпереть, нет запоров, которые можно было сорвать. Лишь мрачная, траурная ночь, в которой ищи не ищи – не найдешь ничего.
Взмахни направо – и уткнешься в ничто. Взмахни налево – и встретишь пустоту, полную и абсолютную. Ступи во тьму, словно слепец, и не будет ни пола, ни стен, ни эха шагов; ничего, способного указать путь.
Лишь одно он воспринимал – себя.
А раз единственные доступные средства и силы лежали внутри, значит, он сам должен стать инструментом своего спасения.
Как?
Всякая задача имеет решение. Этим постулатом живет наука. Он был настоящим ученым и потому не мог не принять вызова своим способностям. Пытками ему служили скука, одиночество, духовная и физическая стерильность. Их невозможно терпеть. Простейший выход – воображение. И, сидя в смирительной рубашке, можно вырваться из материальной западни в мир собственных фантазий.
Но фантазий недостаточно. Они нереальны и слишком быстротечны. Свобода должна быть перманентной и истинной. Значит, он должен превратить мечтания в строгую реальность, настолько яркую и достоверную, чтобы она существовала и самопродлевалась.
И так он сидел в великой тьме и бился над задачей. Часов не было, и не было календаря, чтобы отметить длительность мысли. Не было ничего, кроме ожесточенной работы мозга. И одного тезиса: всякая задача имеет решение.
Решение нашлось случайно и сулило спасение от вечной ночи. Оно обещало друзей, приключения, веселье, тепло, любовь, звуки голосов, прикосновения рук.
План никак нельзя было назвать элементарным. Напротив, он был невообразимо сложен. Иначе – быстро возвращение в тишину, молчание, в горький мрак.
Адская работа. Нужно продумать миллион аспектов и проанализировать влияние друг на друга всех побочных эффектов. А потом предстояло справиться еще с одним миллионом, и еще, и еще…
Он создал обширнейшую грезу, мечтание неизмеримой сложности, конкретное и воплотимое до последней точки и запятой. И там он снова будет жить. Но не как прежняя личность – он собирался рассеяться на бесчисленные части, на великое множество форм, бороться со своей конкретной средой. И он обострит и ожесточит борьбу до предела, наделяя свои формы невежеством, но давая способности, заставляя всему учиться заново. Он посеет вражду между ними и утвердит правила игры. Тех, кто соблюдает правила, назовут хорошими. Остальных – плохими. И будут бесконечные мелкие конфликты внутри одного большого.
Наступила пора перестать быть личностью как целое, а разделиться и воплотиться в бесчисленные частицы бытия. Тогда эти частицы смогут стремиться к единению и целостности. Но сперва из фантазии нужно сделать реальность.
Время настало. Эксперимент должен начаться.
Наклонившись вперед, он устремил взгляд во тьму и произнес:
– Да будет свет.
И стал свет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий