Пару дней назад я ехала с работы. На Спортивной в вагон метро вошли несколько мальчиков, лет по 15-16. Один из них выделялся – он был похож на бурята, очень крупный, но двигался как-то мягко и … трудно подобрать слово – тихо, что ли? Такие немножко вкрадчивые движения, как мог бы ходить ниндзя, контролирующий каждую мышцу в любой момент времени. Мальчик-бурят привлекал к себе внимание, как привлекают внимание люди с чем-то отличающейся энергетикой.
Уж простите мне мои эзотерические изыски. Но ведь и у вас так наверняка бывает – для этого не нужно никакой особенной чувствительности. Вы наверняка видели, что в толпе людей иногда кто-то выделяется. И вроде бы не выдающейся красотой или особенным голосом, не прыжками в высоту или подмигиванием… Просто отличается и все. Мне трудно это объяснить, но это бывает, вы просто последите, если до сих пор не обращали внимания.
Вот и мальчик-бурят. Вроде бы стоял в кругу своих друзей, тоже красивых, сильных и немаленьких, но... как если бы он светился в том диапазоне частот, которые не воспринимаются обычным зрением. Или просто был немного больше, чем его физическое тело – такое вот ощущение.
Они стояли практически над моей головой, и я с восторгом поняла, что мальчик занимается сумо! Сумо!!! Я всегда неровно дышала к этому непостижимому для европейца виду спорта. Но, если честно, трудно было не считать это чем-то забавным. Взять хотя бы то, как они перед началом боя топают ногами, отводя их в сторону. (оказывается, это древний ритуал, символизирующий разгон злых духов).
Мальчик же почти ничего не рассказал, но я поняла, что он относится к своему спорту как к чему-то очень важному, очень серьезному, требующему полностью отдать жизнь.
А вот сейчас залезла на сайт, посвященный борьбе сумо (сюда). Ух ты.
Это такое древнее, такое насыщенное ритуалами и смыслами действо… Наверное, это связано с тем, что первые поединки были не спортом, а религиозным событием.
Я помню, когда я была маленькая, мой дедушка иногда показывал мне диафильмы. Это было так здорово, между прочим, я до сих пор помню, как мне это нравилось! И вот у деда были несколько старых японских сказок. Меня тогда уже покорили эти странные для взгляда московской девочки огромные богатыри, одетые в повязки, побеждающие драконов и злых духов как нечего делать. Дед объяснял мне, что такие мужчины кажутся японцам самыми красивыми, что типы красоты у разных народов разные, не всем нравится арийская стройность. Самому ему это было довольно смешно, кажется. Но… мне было легко понять восторг перед этими богатырями, было в них что-то волшебное, а в простых мифологичных историях – нечто абсолютное и словами плохо передаваемое.
И сейчас, читая сайт о борьбе сумо, разглядывая картинки, я снова ненадолго возвращаюсь в ту темную маленькую комнату… И испытываю тот же восторг, как если бы заглянула в другой загадочный мир.
Вот только несколько фактов (взято тоже отсюда).
«Древняя легенда связывает с сумо само существование современной японской нации на Японских островах. Согласно поверьям, бог Такамикадзути вступил в поединок с богом варваров. Благодаря его победе японцы получили право осесть на территории нынешнего острова Хонсю».
«Победителем считается тот, кто сумеет вытолкнуть соперника за пределы арены (дохё) или заставить его коснуться земли любой частью тела кроме ступни. Существует, правда, и еще один путь к победе – если соперник потеряет свой пояс – маваси. Такой случай произошел только один раз за последние 87 лет. Тем не менее, умышленно срывать с соперника пояс не разрешается».
«Подготовка арены для поединка – дохё – настоящее искусство, окутанное многочисленными тайнами и поверьями. «Строительный материал» доставляется к местам будущих поединков из отдаленных уголков страны. Глина для токийских турниров, например, добывается в префектуре Тиба, причем точное место ее залегания знают только несколько посвященных. На сооружение дохё отводится ровно 72 часа. За это время 42 специалиста должны не просто подготовить арену технически, но и произвести несколько ритуалов. В центре дохё обязательно должны быть зарыты каштан, плод китайского мисканта, сушеная каракатица, морские водоросли, мытый рис и соль. Накануне турнира «посевы» поливают освященным сакэ. Это нужно для того, чтобы вызвать удачу и получить благословение богов».
«Сначала богатырь хлопает в ладоши (это должно привлечь внимание богов), потом вытягивает руки в стороны ладонями вверх, демонстрируя всем, что в руках он не имеет оружия, а в мыслях – дурных намерений. После этого йокодзуна поочередно высоко поднимает ноги, а затем с подчеркнутым притопом опускает их на землю. Таким образом происходит изгнание с дохё злых духов».
Бойцы сумо – рикиси – а особенно их великие чемпионы (йокодзуны) пользуются огромной популярностью. Для рядового японца увидеть рикиси – все равно, что для грека поздороваться за руку с Одиссеем или Ахиллом. Только первое – возможно.
«Имена борцов наизусть помнят как заядлые болельщики, так и жены-домохозяйки. В Японии существует замечательный обычай: сумотори приходят в детские сады, школы, где не только общаются с мальчиками и девочками, но и позволяют повозиться с собой на спешно оборудуемой под борцовскую арену площадке. Заветная мечта любого японца – прикоснуться к рикиси. Тело борца, по народным поверьям, обладает способностью приносить здоровье и исцелять недуги».
А вот об одежде и поединке.
На чемпионах во время боя намотана специальная веревка - йокодзуна - из рисовой соломы длиной 6 метров и весом 14 килограммов. Нехило, да? А штука, которую они одевают на время поединка – то, что нельзя срывать – это шелковые пояса длиной около 9 метров и шириной около 60 сантиметров, которые обматываются вокруг тела борца от 4 до 7 раз (в зависимости от объема талии). Еще раз вдумайтесь – длина 9 метров. Некоторым хватает на 4 оборота вокрут талии. Вот это да, вот это мужчины! (если кто-то в этот момент уже догадался, что я пристрастна к мужчинам с таким типом фигуры, то я краснею, но не возражаю. Я разделяю мнение рядовых японок о том, что они прекрасны). Вот, например, прочтите:
«Боевой вес спортсмена в расцвете сил составляет 135 –175 килограммов. Специфика сумо требует от атлета умения твердо стоять на ногах, хорошей координации движений, гибкости (любой высококлассный борец может сесть на шпагат), напористости, молниеносной реакции и смекалки». Ну?
Сам поединок является не просто соревнованием двух тяжелых мужчин, но сложным психологическим состязанием.
«Волосы рикиси собраны в пучок на макушке. Это одновременно и дань традиции эпохи Эдо, и способ защитить голову спортсмена от травмы в случае серьезного падения. Прежде чем придать своему облику законченный самурайский облик, сумотори должен отращивать волосы не менее года».
«Продолжением ритуала является разбрасывание соли. С древних времен соль в Японии считается символом чистоты. Спортсмены зачерпывают из специального ящика по пригоршне соли и кидают ее на дохё. Такая процедура повторяется несколько раз. Бросая соль, рикиси не только изгоняет злых духов и демонстрирует намерение бороться честно, но и настраивается на поединок. Кроме того, хорошо удобренный солью дохё - гарантия того, что в случае травмы в кровь борца не попадет инфекция.
Сумотори по-разному относятся к исполнению священного ритуала. Йокодзуна Ваканохана, например, разбрасывал соль по арене небольшими щепотками, пробуя специю на вкус. А 180-килограммовый Митоидзуми наполнял свою гигантскую ладонь до верху и изо всей силы запускал оставляющий белый шлейф порошок в небо, после чего нещадно хлестал себя обеими руками по щекам. Как признается борец, таким образом он расслаблялся. За 15 турнирных дней Митоидзуми расходовал около 9 килограммов соли. А всего – даже несмотря на то, что разбрасывать соль разрешается только рикиси старше макусита, - за год в воздух над дохё взлетает более 4,200 тонн соли (столько, сколько потребляют 1050 японских семей). После второй мировой войны бедная Япония, конечно, не могла позволять себе такого расточительства, поэтому в течение нескольких лет для разгона злых духов бросался песок».
Между прочим, в обмен на преклонение всей страны и еще одной белой женщины из России, сумоист отдает практически полностью свою жизнь. Его отводят в школу, где, как правило, процветает жесточайшая дедовщина, а тренер отвечает за жизнь мальчика полностью. Его частная жизнь остается под абсолютным надзором тренера и потом. Например, им нельзя садиться за руль автомобиля. Они должны быть крайне внимательны к своему моральному облику. Например, великий боец (упоминаемый везде, во всех источниках как реально великий, ставший причиной возрождения интереса к сумо, слегка пошатнувшегося после ухода трех предыдущих чемпионов) ояката Таканохана, еле смог оправдаться перед руководством Ассоциации сумо после того, как была расторгнута его помолвка с популярной актрисой Риэ Миядзава.
И еще парочка новостей с того же сайта. Пост получился очень длинный (но это от восторга), поэтому новости убираю под кат:
Впервые в истории сумо руководитель одной из борцовских школ отправлен в отставку.
57-летний тренер-наставник не ушел от ответственности за смерть юного ученика.
Не дожидаясь результатов следствия и не приняв объяснений экс-комусуби Футацурю, Совет директоров Ассоциации сумо утвердил максимальное наказание ояката Токицукадзэ. Токицукадзэ-бэя считается одной из самых знаменитых борцовских школ.
Такаси Сайто (Токитайдзан) скончался в больнице 26-го июня 2007-го года через несколько часов после тренировки. Предполагаемая причина гибели начинающего борца - травматический шок.
Токитайдзан был зачислен в "комнату" Токицукадзэ в апреле, но не прижился в тесном мужском коллективе. Несколько раз он убегал к родителям, но отец снова и снова отводил молодого человека к воротам школы. Последнюю попытку побега Такаси Сайто предпринял утром 25-го июня. Вечером ояката (тренер-наставник) провел с незадачливым учеником воспитательную беседу, в ходе которой ударил юношу по лицу банкой с пивом. Наблюдавшие за разговором старшие товарищи восприняли жест учителя как руководство к действию. В течение 30 минут Токитайдзан был подвергнут "кавайгари" (изнурительной контактной тренировке; в буквальном переводе - "обласкиванию"). На следующий день "воспитательная работа" продолжалась до тех пор, пока Сайто не потерял сознания. Врачи не успели спасти жизнь начинающего сумотори. На теле борца были обнаружены многочисленные синяки, ссадины и кровоподтеки.
Высокие заседатели, ответственные за всё, взяли часть вины на себя. В течение четырех месяцев главный борцовский руководитель будет получать заработную плату, урезанную вдвое, а жалование каждого из девяти членов Совета директоров на три месяца сокращается на 30 процентов.
Обратили внимание, да? Они не просто выгнали знаменитого тренера из школы, но и все высшие чины приняли часть наказания на себя.
Или вот, трогательная новость:
Борцовские руководители устроили показательную порку Синему дракону. Самый титулованный рикиси наших дней, йокодзуна Асасёрю дисквалифицирован на два турнира.
Великий монгол жестоко наказан за то, что кривил душой и поставил начальников и коллег в неловкое положение. Освобожденный от участия в мероприятиях (дзюнгё), проводимых для популяризации сумо в различных регионах Японии, Асасёрю играл в Улан-Баторе в футбол.
После победы в Нагоя, где 26-летнему воспитаннику школы Такасаго в 21-й раз был вручен Императорский кубок, Синий дракон обратился к врачам с жалобами на боли в пояснице и левом локте. Медики выдали справку – и Ассоциация сумо освободила 68-го великого чемпиона от поездки в северо-восточные регионы острова Хонсю и на Хоккайдо.
Удивлению борцовских руководителей и болельщиков не было предела, когда в эфире телеканала "Фудзи" появился отчет о Матче дружбы между детскими командами Японии и Монголии. Гвоздем программы стал совместный выход на поле признававшегося в 1997-м и 1998-м гг. лучшим футболистом Азии Хидэтоси Наката и первого йокодзуна 21-го века. Облаченный в спортивную форму Синий дракон лихо бил по мячу и даже записал на свой счет один гол.
Собравшийся сегодня на специальное заседание Совет директоров Ассоциации сумо не принял во внимание покаянные письма посла Монголии и правительства дружественной страны, деликатно напоминавшего, что матч носил благотворительный характер и бравшего всю ответственность на себя. Блюстителям суровых нравов хватило 30 минут, чтобы вынести строгий вердикт.
В течение четырех месяцев жалование йокодзуна будет урезано на 30 процентов. Кроме того, до 25-го ноября Синий дракон будет находиться под "домашним арестом" и сможет выходить только в больницу.
Наказание понесет и плохо воспитывающий Асасёрю ояката Такасаго. Его зарплата также сокращена на 30 процентов.
Асасёрю остается благодарить бога за то, что его миновала участь Футахагуро. В декабре 1987-го года 60-й йокодзуна был навсегда отлучен от сумо потому, что проявил неуважение к жене своего тренера-наставника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий