вторник, 8 мая 2012 г.

Разные пути любви (истории из журнала "Личности" по пути домой)

Этот номер
я еще в Киеве читала
Если бы я не думала, что непременно вернусь на Украину, то я бы очень тосковала, глядя в окошко самолета на эту прекрасную землю. (Думаю, что моя нежная и постоянная любовь к Украине извинит архаичность употребленного предлога – "вернусь В Украину", конечно же).
А в самолете читала прекрасный журнал «Личности» - лучшее из изданий с историями о людях, какое я знаю. Чертовски жалко, что его нельзя купить или выписать в Москву.
Там было много интересного, но вот что меня зацепило больше всего - когда читаешь статьи подряд, возникает некое напряжение между лицами и цитатами – как будто бежит живой ток.
Вот например.
Цитата Человека 1: «Я всей душой стремлюсь к тому, чтобы не было на свете несправедливости, преступлений, пьянства, разврата, излишеств, чрезмерной роскоши, публичных домов… чтобы не было угнетения, братоубийственных войн, национальной вражды… Я хотел бы объять своей любовью все человечество, согреть его и очистить от грязи современной жизни».
Цитата Человека 2: «Бог создал мир достаточно большим для всех тех живых существ, которые захотел призвать к жизни. Это только наши сердца недостаточно велики для того, чтобы желать и принять каждого ребенка. Если бы все те деньги, которые вкладываются в изобретение способов убийства людей, использовались для того, чтобы накормить, приютить и воспитать их, каким прекрасным мог бы быть мир!»
На первый взгляд – вполне созвучно. Только первый человек хочет любить и бороться за мир методом «ПРОТИВ», а второй – «ЗА». Но это не так очевидно, если не знать, что первый – это юный Феликс Эдмундович Дзержинский, а второй – мать Тереза.
Причем, судя по документам, Дзержинский сначала препятствовал жестокости, агрессии, расстрелам и арестам – но потом, решив, что это все необходимо для достижения его цели, сознательно приучал себя ко всему этому. Он не сомневался в конечной цели и от этого заставил себя стать безжалостным к врагам революции - не думая о моральной чистоте средств.
Из письма к сестре: "Я остался таким же, как и был, хотя для многих нет имени страшнее моего. Любовь сегодня, как и раньше, все для меня. Ты не можешь понять меня, солдата революции, борющегося за то, чтобы не было на свете несправедливости"
А вот мать Тереза сомневалась. У нее не было конечной цели – поскольку каждый раз для нее речь шла о конкретных людях: стариках, младенцах, больных, отвергнутых. Не о людях вообще – каждый раз – о конкретной жизни, не о справедливости вообще. Здесь не было места конечной цели. Более того, после смерти были опубликованы письма, из которых видно, что мать Тереза сомневалась в Боге.
Возможно, это было жесточайшее из искушений – отнять Веру у человека, посвятившего свою жизнь – полностью – тому, что он считал личным наставлением Бога. Ведь мать Тереза и в монастырь ушла, и потом поехала в Индию, и еще потом – ушла из благополучной монастырской жизни – к нищим и убогим – повинуясь Голосу. Она слышала голос и выполняла его слова.
А к концу жизни писала: «Невыносимо, немыслимо тяжело. Жуткая тоска давит все сильнее – эта тьма, оставленность, непередаваемое одиночество. Небо закрыто наглухо. … Я отчаянно тоскую по Богу». И еще, еще более отчаянное: «Если нет никакого Бога, то нет и души, и тогда ты тоже, Иисус, не истинный».
И, сомневаясь и тоскуя, чувствуя себя оставленной Богом, потерявшей Веру – она продолжала спасать жизни. Просто так, без высшей цели. Думаете, ей это было легко?
Она увидела на улице умирающую старуху: «Я не могла возле нее находиться, ее коснуться, переносить ее запах. Я убежала. И стала молиться: «Святая Мария! Дай мне сердце, полное чистоты, любви и смирения, чтобы я могла принять Христа, Христа коснуться, любить Христа в этом разрушенном теле» Я вернулась к ней, я к ней прикоснулась, я вымыла ее, я помогла ей. Она умерла с улыбкой».
Мать Тереза основала первый в Индии дом для умирающих. Дом для брошенных детей. Поселение для прокаженных. Она ничего не боялась и принимала помощь от тех, кто предлагал ее. И это все – «просто так». Она просто – просто! – шла за жизнью, служа ей – как могла.
А если вернуться к Феликсу Дзержинскому. «Я нахожусь в самом огне борьбы. Мысль моя заставляет меня быть беспощадным, и во мне твердая воля идти за мыслью до конца».  Ну, он и пошел – за мыслью, не за жизнью.
Получается, что любая идея, какой прекрасной она ни была бы, в конце концов расходится с реальностью – и если фанатик не готов увидеть это и принять, он начинает «натягивать» реальность на идею. И ничего хорошего для попавших в сферу его власти людей, из этого не получается.
При том, что мать Тереза внутри себя не была крепка в вере, есть как минимум один зафиксированный и доказанный случай исцеления - и тысячи незадокументированных. Есть странный факт – английский журналист приехал снять документальный фильм о ней. Он опасался, что на кадрах, снятых в полутемных помещениях дома для умирающих, трудно будет хоть что-то разглядеть. Но на снятых кадрах все оказалось залито мягким светом. Есть фильм BBC, где он комментирует эти кадры: «Это светится непреходящая Божья любовь. Чудо! Свершилось чудо!» - и это документальный фильм BBC.
С Папой Иоанном Павлом II
Сама мать Тереза рассказывала, как они неожиданно получали помощь и поддержку в виде «случайных совпадений» - каждое из них кажется действительно пустяком, но когда читаешь их один за другим, это производит впечатление.
Так что сейчас не буду больше рассуждать, а приведу просто несколько цитат из матери Терезы. Просто, чтобы они у вас были, если вы не читали эту статью. И пусть для каждого, кто так или иначе прикоснется к ней сегодня, случится его персональное маленькое чудо.
"То, что я делаю - это капля в море. Но важно не то, сколько ты сделал, а то, сколько любви ты вложил в свои дела. ... Я верю в малые дела, именно в них наша сила"
«Три дня тому назад мы подобрали двух бедняков, их заживо ели черви. На лицах – мука Креста. – До чего же ужасна бедность, лишенная любви. Мы их помыли, устроили так, чтобы им было удобно – видели бы вы, как переменились их лица. Старик попросил сигарету – и о, милость! – у меня в сумке как раз оказались две пачки лучших сигарет. Какой-то богатый человек дал мне их сегодня утром на улице. Бог все предусмотрел, Он знал, что старику захочется покурить» (Заметьте, она взяла сигареты в качестве приношения – и не поморщилась, что курить вредно – просто взяла то, что ей дали).
«Делитесь с людьми самым лучшим из того, что у вас есть, и им этого никогда не будет достаточно – все равно продолжайте делиться с ними самым лучшим. В конце концов вы убедитесь, что все это было между Богом и вами и этого никогда не было между вами и ими»

«Позволь мне проповедовать любовь не словами, но примером моей жизни, силой влечения, воодушевляющим влиянием моих дел, показывающих всю глубину любви, которая пылает в моем сердце»
«Однажды ко мне пришел молодой мужчина, в руках он держал рецепт. «Мой единственный ребенок умирает, ему срочно нужно лекарство. Мне сказали в больнице, чт это лекарство можно достать только за границей», - сказал мужчина и в его голосе слышалось отчаяние. Мы разговаривали с ним на крыльце дома милосердия. Как раз в это время мимо проходил один из наших сотрудников. Он нес корзину с лекарствами. Я мельком взглянула на корзину. И знаете, что лежало в ней на самом верху? Невероятно, но это было то самое лекарство, которое и не надеялся найти в Индии отец умирающего ребенка!»
«Каждый день мы готовим для 9 тысяч человек. Однажды ко мне подошла одна из сестер и сказала: "Мать, у нас кончились продукты. Что мы дадим сегодня бедным?" - Мне нечего было ей ответить. Вдруг около 9 часов утра мы услышали шум мотора, и в наш двор въехал фургон, груженный продовольствием. Мы никого не просили о помощи. Откуда он взялся? Выяснилось, что в тот день все школы города закрылись. ... У нас каждый ученик ежедневно получает в школе кусочек хлеба и стакан молока за счет государства. Поскольку школы закрылись, весь хлеб и все молоко, предназначенные для школьников, отправили нам»

«Любите друг друга, как Бог любит каждого из вас: сильной и особенной любовью. Пусть каждый будет мил с другими; лучше совершать ошибки с доброжелательностью, чем чудеса – без нее».

2 комментария:

  1. Xenia, как сотрудник редакции хочу сказать Вам спасибо за тёплые слова! и спешу порадовать, с недавних пор журнал можно купить в Москве - представитель – Издательство «Зебра Е» ул. Большая Никитская д. 22/2 оф. 26
    тел (499) 9950942
    Спасибо! с уважением Алёна Бычкова

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, и Вам большое спасибо! Обязательно найду Ваше издание в Москве. Я действительно не знаю другого настолько тактичного, умного, интеллигентного, лишенного всяких признаков желтизны издания. Искренне желаю Вам удачи!!!

      Удалить