среда, 30 мая 2012 г.

Промискуитет - великое духовное будущее человечества?

Читала сегодня утром о Жан-Поль Сартре и Симоне де Бовуар. Как они встретились, поняли, что созданы друг для друга и решили заключить современный союз – без брака, без обязательств, основанный только на взаимной любви и общих философских воззрениях. Блеск ума, дискуссии и споры и никаких буржуазных пережитков (к которым были отнесены и дети).
Сначала из этого получилась какая-то нечеловеческая каша. Уже через пару лет у Симоны появляются две любовницы, одну из которых – Ольгу Казакевич – она вводит в их семейный круг. После чего Ольга становится любовницей и Сартра тоже, он увлекается, даже хочет жениться. Но Ольга верна то ли Симоне (духовно верна, я имею в виду, для них только это и имело значение), то ли их общей жизненной философии. Поэтому Сартр приближает к себе ее сестру Ванду, а Ольга выходит за ученика Сартра и любовника Симоны Жака-Лорана Боста. Как будто этого им кажется мало, и в компанию входит еще и Бьянка Бьененфелд. Тут уже никто не разбирается, кто кому кто – жена, любовник и все такое – весь этот клубок участники называют «семьей». 
«Ад – это другие люди». Жан-Поль Сартр, «За запертой дверью».
"Семью" разбивает Вторая мировая война. Сохраняется только любовь Сартра и Симоны. Но после войны они не изменяют своим принципам – все более молодые любовницы у него, все более молодые любовники и любовницы у нее.  Но у каждого – по одному зараз, и каждая связь длится довольно долго – в общем, все как у людей. Буржуазные предрассудки их как будто слегка догнали, Симона даже живет вместе со своим приятелем в одном доме лет шесть, а связь с предыдущим длится около 15 лет. К старости каждый из них удочеряет по любовнице.
Так вот и жили, книги писали, а ближе к старости и смерти становились все ближе, все роднее, и все эти девочки-мальчики потеряли былое значение перед лицом одной большой взаимной любви, которую они так странно, так неряшливо и небрежно несли через всю свою жизнь.
И я вот думаю. Вот женщина спит с мужчиной. А он спит еще с пятью женщинами – ну не одновременно, а как-нибудь не очень разбросанно по времени. Да и у женщины могли быть другие мужчины. И получается, что она – в момент близости с ним – каким-то образом сообщается и с теми пятью женщинами. А он, в свою очередь – с теми мужчинами, которые были у нее. Каждый же из этих мужчин и женщин тоже имел или имеет свои связи. И таким образом получается единая сеть из любовников.
Помните правило пяти рукопожатий? Не знаю, сколько в среднем контактов, но можно предположить, что тоже конечное число – вот также связывает воедино всех людей, когда-либо занимавшихся сексом. То есть – я вот с ним, он с нею… а так контактов через семь-десять будет на другом конце цепочки американский президент или вождь африканского племени…
Можно отнестись к этому с нормальной человеческой брезгливостью. Мы говорили не так давно, что иногда требование супружеской верности связано не с чувством собственности или властной, не желающей делиться, любовью-страстью – а именно с нежеланием входить в эту единую мировую любовную сеть. Просто из гигиенических соображений. Тем более, что – как будто природе все-таки необходим какой-то регулятор – как только научились лечить сифилис, на Земле появился СПИД,
Можно, наоборот, воспринять это тайное и неочевидное сообщество как … не могу подобрать слово – как единую оболочку Любви вокруг земного шара и его окрестностей. Так описывал это великий американский писатель Роберт Хайнлайн. Он известен в первую очередь великолепными произведениями в жанре научной фантастики. Но есть у него и несколько романов, которые только с натяжкой можно назвать фантастическими и сильнейший из них – Чужак в чужой стране.
Потрясающая и очень странная история о втором пришествии. Среди многих неприемлемых для обыденного сознания идей там очень красиво и убедительно описывается идея всеобщей любви и нежности, которую чувствуют все члены сообщества. Для них нормально и естественно выражать свою любовь в формате человеческого секса в любых комбинациях и порядках – любовь есть любовь, и ничего стыдного или неестественного в ней нет и быть не может. Когда вновь пришедшего Сына Божьего зверски распинает толпа (а как иначе? Они всегда это делают…) , последователи по его собственному распоряжению готовят и съедают его остатки. Хайнлайн был мастером надавать по мозгам любым человеческим установкам и предрассудкам и не боялся разрушать то, что кажется неоспоримо и единственно правильным – просто потому что это так.  
Думала об этом, думала. Ни к чему не пришла. Может, они и правы – Симона де Бовуар и Сартр, и Хайнлайн с ними, да и многие другие, считающие, что ни к чему всякие ограничения свободы в любви. Что всякая верность, уж не говоря о браке, есть по сути придуманная, никому не нужная и не свойственная человеку удавка. Другое дело, что пока что не получается достичь той абсолютной душевной связи, какая была у героев Хайнлайна. Да и, если вчитаться в книги де Бовуар и Сартра – нет в них радости. Свободы они добились, а счастья – нет. Но разве можно сказать, что счастье – это мелкобуржуазная ценность?
Возможно, человечество пока просто не научилось этому. Или не поняло чего-то важного. Может быть, когда оно поймет, все станет совершенно иначе. Может быть.
«Любимая, десять лет знакомства с тобой были самыми счастливыми годами в моей жизни. Ты самая прекрасная, самая умная и самая страстная. Ты не только вся моя жизнь, ты моя гордость». Жан-Поль Сартр Симоне де Бовуар, конец 30-х гг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий