четверг, 31 мая 2012 г.

Нам ждать перемен?

Или вот такой пример: мама Джона Руэла Толкиена умерла совсем молодой. Джону тогда было что-то лет 12 и у него еще был младший брат. Толкиен говорил, что его мать фактически убили родственники. Дело было в том, что, оставшись совсем молоденькой вдовой с двумя сыновьями, практически без средств, Мейбл Толкиен в какой-то момент перешла в католичество. Чем-то зацепила ее эта живая и эмоциональная ветвь христианства, и, наверное, давала утешение большее, чем сухое и строгое англиканство. И все родственники тут же - раз! - и отвернулись от нее. Не фиг, мол. Мейбл все равно дала детям прекрасное образование, привила им любовь к языкам, да и вообще растила их как могла внимательно, хорошо и в любви. И умерла совсем молодой. 

Разумеется, Джон Руэл не мог не стать католиком при таком раскладе. И когда его невеста, по его настоянию, перешла в католицизм, ее вообще домовладелец -- протестант - выгнал на улицу, а родные и друзья мгновенно с ней разругались.

Интересно, люди уже чуть более 2000 лет (ну ладно, на начало 20 века - около 19 веков) - стараются думать о Боге, читают правильные молитвы. Отче наш, все дела. И все равно - такая жестокость, такое абсолютное бездушие. То есть, формальная сторона дела им важнее, чем его душа, его сущность.

Что, собственно, и сейчас наблюдаем. Я не знаю ни одного верующего человека, который сказал бы, что его лично оскорбили Пусси Райот. Вера в Бога, когда она глубокая и настоящая, вообще не может быть оскорблена в принципе. Потому что это как любовь - очень глубоко, очень интимно и никого не касается. Был обижен только один человек, который по странному совпадению, стал президентом РФ. И первое лицо церкви быстро изогнулся в удобную позицию. Ну или сам старый хрыч не слишком верит в Бога и от этого ему так важна внешняя, событийная пристойность.

Если домик ветхий, то ветру на него лучше не дуть (как мы знаем из сказки о трех поросятах). Замку-твердыне никакой шторм не страшен. Отчего-то истерика, устроенная церковными властями, больше напоминала сказку о дующем на домик из соломы волке. 

И я вот думаю - неужели две тысячи лет в вере (не будем говорить о других традициях и религиях, только о христианстве, которое в основе своей все говорит правильно - не убий и далее по тексту...) - неужели за две тысячи лет бормотания Отче наш - люди не стали ни умнее, ни человечнее, ни лучше? Неужели они так и не поняли, о чем им тогда говорил Христос, перед тем, как его распяли? (Я ни разу не претендую на то, что все понимаю правильно, но некоторые истины вроде бы достаточно однозначны).

Есть такие женщины и мужчины, с сильной предрасположенностью к увеличению веса. Этим людям приходится делать все то, что другие делают, чтобы похудеть - ходить в спортзал, бегать по утрам, соблюдать диету и пр. - только чтобы удержать вес, только чтобы не толстеть. Неужели стремление ко злу, эгоистичности, внешним приличиям в противовес внутреннему чувству Бога и Любви - настолько сильно, что эти столетия в вере привели только к тому, что мы не стали заметно хуже?

Или что-то у них там не работает, как задумано?

Или просто правы буддисты, считающие - что ничего страшного, просто каждый человек должен прожить какое-то количество жизней, прежде, чем что-то до него дойдет. Очень люблю фразу мальчика из рассказа Сэлинджера - он говорит о сестре, которая не любит и скоро случайно убьет его: "Она просто прожила слишком мало жизней"...

Интересно, сколько еще жизней нужно прожить патриарху, прежде, чем он поймет сравнительную ценность побрякушек и души человека? И вот эта его настоящая жизнь - она куда его ведет по Пути - вверх или вниз?

Вообще очень жалко, что затвердив слова молитв, очень часто люди - и именно воцерквленные люди - не дают себе труда войти мыслью и душой в их смысл и понять - о чем это на самом деле.

Мне кажется, что иной раз только приближающийся к вере человек становится ближе к ее сути - просто в силу того, что для него это все незатверженно, ново... А значит, для многих церковь становится не порталом к иной, лучшей жизни, а наоборот, барьером.

Возможно, это потому что РПЦ сильно пострадала во время революции, войны, периода атеизма. Или с самого начала там что-то построили не так.

Но впрочем, как показывают примеры с мамой и невестой Толкиена, душевная тупость, приверженность внешнему, а не внутреннему смыслу, ревность к другим ветвям религии и прочая человеческая (в плохом смысле слова "человек") глупость свойственны протестантизму и англиканству. А недавние выступления в Мадриде против приезда Папы Римского (слишком много помпы, денег, идиотических всяких мероприятий) - показывают, что такое может быть и в католичестве.

А фанатики, убивающие людей во всем мире во имя ислама, хотя в Коране нет ни единой буквы об этом?

А преследования монахов Тибета и их ответные самосожжения?

Все-таки, дело не в религии, дело в людях. Неужели люди все же не становятся лучше, что бы с ними ни делали? И что можно сделать? Просто ждать, пока мы все проживем достаточно много жизней? Но - за прошедшие тысячи лет - стали ли мы лучше?

А может быть, все человечество с его страстями и глупостями - это просто застывшая в коконе гусеница? И будет какой-то качественный скачок, когда мы как раскроем крылья, как полетим... Вот было бы здорово... Хотя, конечно, это стало бы концом земной жизни, как мы ее понимаем. Может быть, все наши полеты в космос - это только предчувстие будущего Огромного Полета? Была хорошая книжка Артура Кларка "Конец детства" - именно о таком качественном преображении человечества и о том, как себя ощущали люди предыдущего поколения, когда они были сброшены своими детьми наподобие отслужившей шелухи старого кокона...

Хотя, конечно, по большому счету не стоит волноваться о человечестве, лучше заняться собой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий