понедельник, 12 ноября 2012 г.

Иногда невозможно понять...

Прочла удивительную вещь.

Оказывается, на юге Киргизии – Кыргызстана – есть старая, священная гора Сулайман-Тоо. Я наткнулась на фотографию этой горы случайно, среди многих рисунков, выброшенных поиском в Интернете. Она правда удивительная.

На этой горе есть петроглифы – древние наскальные изображения. Об этом, оказывается, давно было известно. Причем их там очень много. На протяжении веков снова и снова кто-то приходил сюда и делал рисунки, а позже наскальные надписи - о быте и вере жителей Оша доисламского периода – о периодах тотемизма, зороастризма, буддизма, и даже  христианства несторианского толка. Хронологический диапазон изображений охватывает период от эпохи неолита до позднего средневековья. Просто дух захватывает, когда пытаешься себе представить.

Это же действительно уникальное, потрясающее место. Сразу очень захотелось поехать в Киргизию, вот только имя ближайшего к волшебной горе города – Ош – заставило задуматься. Там ведь совсем недавно шли бои, город был сожжен и разрушен, были убиты люди. И на все это смотрела гора Сулайман-Тоо.

Оказывается, еще в 19 веке, в 1885 году, сюда приезжал профессор Петербургского Университета, известный тогда востоковед Н.И.Веселовский – чтобы прочесть уникальную надпись на восточной вершине горы. Далее цитата: «Надпись была выполнена куфическим шрифтом, содержала имя эмира Насра ибн Ахмеда из династии Саманидов и дату – 329-й год хиджры (940-941 годы по григорианскому календарю)».

Понять сложно, но производит впечатление, правда?

Ну вот, а теперь то, что отчего-то страшно удивило меня. Этой – тогда только частично расшифрованной надписи - больше нет. Ее – знаете что? – закрасили краской. Нормально?

Только на восточном склоне горы Сулайман-Тоо пострадало около шестидесяти процентов петроглифов – оба яруса галереи древних рисунков. Их, понимаете, ЗАКРАСИЛИ – причем специально выбрали чрезвычайно стойкую краску.

На других склонах горы испорчены изображения, упоминания о которых встречаются в трудах известных путешественников, историков, в разные века посетивших Ферганскую долину: жертвенные козлы с ростками проросших зерен, идеограмма солнца с разветвленными лучами, сцены охоты древнего человека…

Пропала часть самых древних рисунков – шедших к нам так долго, приветом от первобытного человека.

Туда приходят местные жители и развлекаются так: закрашивают рисунки по контуру, наносят поверх свои имена, зацарапывают рисунки, а иногда просто скалывают их.

Почему им это нравится? Не лучше ли им было бы в кино сходить? (Была шутка, уже не помню о чем - Да ты лучше книжку почитай! - Какую? - Любую!) Это же надо залезть в гору – причем мы помним, а местные должны кожей чувствовать – это древняя, священная гора. Найти там петроглиф. И начать измываться над ним.

Сегодня я пыталась представить себе, что должен думать и чувствовать догхантер, начиняющий сосиску ядом. Несмотря на все омерзение, которое я чувствую к этим существам, я могу себе представить, как они размышляют. Я могу понять ход мысли этого урода – это ужасно, отвратительно, но представимо.

Но здесь я совсем не могу понять – зачем они это делают? Зачем уничтожают то, что могло бы привести в страну поток туристов? Этим можно гордиться. Можно медитировать. Можно просто любоваться. Красивые, уникальные рисунки – что заставляет человека брать острую железяку и сковыривать старые, уставшие камни вместе с рисунком? Лавины на них нет.

Думаю о том, как художник периода неолита (седьмое-третье тысячелетия до нашей эры), лез в гору и рисовал – как они с ребятами переходят от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, как делают первые орудия труда из камня, а потом учатся шлифовать их и даже сверлить, как они делают первые гончарные изделия, начинают прясть и ткать… Обо всем этом есть (или были!) сюжетные рисунки на скалах. Так вот, этот давно, очень-очень давно живший человек мне ближе и понятнее, чем тот, современный, который обводит краской те, давние сюжеты, царапает детали, пишет поверх свое имя или откалывает кусок камня и бросает его вниз. Не понимаю, не могу понять.

До сих пор остались неизученные, неоткрытые культовые места – их на протяжении нескольких веков, а то и тысячелетий никто в мире не видел. И вот если в такое потаенное, скрытое место забираются вандалы, то они могут уничтожить его. Просто так, по приколу. 

Почитала, что говорят ученые – да, говорят, чего-то молодежь наша не понимает. Но неужели не чувствуют? Интересно, что этот процесс особенно активизировался в последние десять лет. До этого вроде не было такого. Модно это, что ли, у них? "О, Алмаз с Эрланом - такие крутые парни, знаешь, сколько они всего на скале понаписали" - так, что ли? 

- Ты пойдешь со мной в кино, дорогая?
- А ты уже уничтожил хотя бы один петроглиф?

Как странно прошедшие в Киргизии войны и революции подействовали на людей. Они пробудили странное желание разрушать, портить, уничтожать.

Древняя, мощная цивилизация - росла, развивалась, искала свой путь. А теперь пришли люди, необразованные, но обладающие таким оружием, как несмываемая краска. Наверное, всегда были дикари, которым было невдомек, что это за рисунки, зачем их беречь - но теперь их вооружили.  

О, вот подумала – может, это они пытаются внести свой вклад в искусство на склонах горы? Ну древние рисовали здесь знаки и символы, а я … ну чего смогу, но тоже… Но почему тогда не рядом, а поверх? Рисовали бы – машинки, экскаваторы, самолеты, что угодно – для ученых будущих веков – но рядом. Им что, места в горах мало? Почему поверх доисторического оленя? Ревнуют к мастерству художника?

Ученые говорят, надо популяризировать. Напечатать брошюры. Экскурсии водить. Ну просто, чтобы объяснить, что это такое. Уже ЮНЕСКО беспокоится, говорят. Но… да, конечно, нет денег, нет сил, сделать по большому счету ничего нельзя. Никому особо не нужно. Эй, говорю я, погодите, мне нужно! Мне, как представителю человечества, это очень нужно. Жалко, что я тоже ничего не могу сделать.

Возможно, это проявление какой-то странной социальной болезни – слишком тяжелыми были последние десятилетия жизни в этой стране.

А смотришь картинки – Господи, как же там красиво! Горы (Тянь-Шань), пик Ленина, Памир, небо такое ясное… Люди симпатичные. Наряды изумительные.

Как странно то, что иногда происходит с нами. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий