четверг, 29 ноября 2012 г.

письмо из командировки


Ширина Волги в этих краях от 11 до 40 километров. Мороз невероятный – днем было минус 10 и солнце (да, «мороз и солнце»), но после работы, когда я вышла из центра, я чуть не околела. По ощущению, не меньше 20 градусов – или это я просто не ожидала? Люди замечательные – и в целом, и сегодня вечером – коллеги подвезли, не дали окочуриться. Казань – очень хороший город.

Путевая зарисовка – заметила здесь небольшую деталь в организации дорожного движения. Здесь есть мигающий зеленый человек на светофоре. Это значит, как я выяснила опытным путем, что идти, в принципе, никто не запрещает, но одновременно едут машины под стрелку аж с двух сторон. Вот этот человечек и подмигивает. Мол, интересно тебе, а?

Ну да ладно, я о другом хотела.

Читала на днях воспоминания о Раневской, в книгу были включены и выдержки из ее дневника. Такое чувство, что она специально поддерживала в себе состояние отчаяния, как необходимый огонь для творчества. И это человек, чьи шутки и афоризмы до сих пор ходят по интернету, больше, чем чьи-либо.

«Жизнь прошла и не поклонилась, как сердитая соседка», - пишет Раневская. Хорошо, да?

А дальше идут записки о тех, кого больше нет. Раневская прожила долгую жизнь и в последние годы была отчаянно одинока, несмотря на всю свою славу. Нет рядом близких, родных, лучших друзей. Умер главный за всю ее жизнь враг. Ушли те, кто говорил ей о любви к ней, а она им не верила – теперь она горько жалеет. И не то, чтобы верит, но просто... раньше они были, а теперь их нет. Кого бы она ни вспомнила, о ком бы ни подумала, кто бы ни приснился... Нет. 

Кстати, из ранних, счастливых времен история: Раневская долго и нежно дружила с Анной Андреевной Ахматовой. Однажды Раневская позвонила Ахматовой утром и сказала ей: «Мне сегодня ночью снился Пушкин».

- Бегу! – крикнула в трубку Ахматова, повесила трубку и поехала к Раневской, слушать сон о Пушкине.

Ох, что-то сегодня не дается мне связное изложение мыслей. Это от холода, наверное.

Ну так вот, когда я это прочла, то отложила книгу и какое-то время просто сидела, переживая физически ощутимое счастье. Я чувствовала любовь к своим друзьям как нечто объемное, теплое, живое - драгоценное.

Я думаю, что нашему поколению уготована другая старость. Не такая одинокая. У нас есть Интернет, социальные сети, возможность общаться с незнакомыми людьми и вступать в любые странные сообщества. И думаю, что многое еще придумают и появится, пока мы будем дозревать.

И все равно. Какое счастье, что мои друзья есть. Есть по-настоящему. Какое счастье смотреть в свой телефон и видеть там смс-ки и отвеченные звонки. Вот, например:

От меня: «Ведущий на манеже называется шпрехшталмейстер»
Или вот, сегодняшняя от Оли: «А хороша единица измерения длины – «как до Албании».
Ей предшествовала моя, дивно информативная: «А насчет Албании, это не отсюда, а оттуда»

(Напоминаю, тут очень холодно, это сказывается на умственной деятельности, по крайней мере – на моей)

Как хорошо строить планы, пусть странные, неосуществимые или глупые. Уточнять стоимость билетов в какой-нибудь прекрасный город или дату выхода фильма. Или вспоминать, как называется ведущий манежа в цирковом представлении. 

Это все глупо, глупо, но вместе, вместе.

Как хорошо, что мы можем встречаться, созваниваться, переписываться, разговаривать, спорить, смеяться...


Я люблю людей, которые есть в моей жизни. И я всегда буду благодарить Бога за то, что они есть.

Я знаю, какую дыру оставляет уход друга. В нашем возрасте такие дыры уже появились, и со временем они, наверное, будут становиться все больше и больше, образуя пустое, гулкое пространство, заполняемое болезнями, молчанием, мучительными попытками вспомнить черты лица, голос, жест. 

Помните, Пугачева юная пела на слова Ахмадулиной: «По улице моей который год звучат шаги – мои друзья уходят...» Как хорошо, как чудесно, что мы еще есть. Когда я улетаю в другой город, я думаю о тех, к кому я вернусь, о том, что нужно найти время написать несколько писем, ответить на смс-ку, обязательно позвонить...  узнать, как дела, пригласить в гости, просто рассказать о том и об этом. А когда я прилетаю и включаю телефон, то иногда там уже есть смс-ки от моих друзей. И это такое удивительное счастье, что трудно найти слова. 

Мы часто находим причину пожаловаться на жизнь, но – вот если подумать, если чуть-чуть изменить угол зрения – возможно, пока есть кому рассказать о жизни, не стоит на нее жаловаться?

Я люблю вас. Очень. Правда. Ведущий манежа называется шпрехшталмейстер. Какое счастье, что мы все еще есть.

Практически, написала тост. Используем его, когда я вернусь, да?



На значке написано: Счастье - это путешествие, а не место 

Комментариев нет:

Отправить комментарий