пятница, 3 июня 2011 г.

Мир без анютиных глазок

Я все читаю о Толстом. И вот думаю.
ЛН играет в городки
Он действительно был гением. Он чувствовал реальность, людей, Бога – может быть, как никто в его окружении. Но он совершил, на мой взгляд, классическую «мужскую» ошибку. Он решил, что понимает мир так хорошо, что может диктовать ему, каким быть…
В этом есть что-то очень мужское, да. Придумать теорию и начать ее изо всех сил запихивать в реальность. А реальность немедленно начинает по-женски сопротивляться и отталкивать Толстого.
Он придумал, что не должно быть частной собственности, денег – пытается отдать деньги, отказывается от прав на гонорары за произведения… Но эта попытка изменить мир приводит только к разладу в семье, к увеличению нагрузки на и без того сбивающуюся с ног Софью Андреевну, к требованию старших детей выделить им их долю наследства (при живых родителях), что может привести к ограничениям прав младших… Все мгновенно обостряется и запутывается.
И Толстой своей гигантской духовной силой все давит на мир, давит. Он решает, что можно отказаться не только от денег и собственности, но и от физических отношений между мужчиной и женщиной (этап «Крейцеровой сонаты»). Это еще более ухудшает отношения с уже немолодой женой и в общем и целом ни к чему не приводит. И так далее… Все попытки навязать миру свою волю, насильно сделать его другим, лучшим, только ухудшают реальное положение вещей вокруг самого графа. Но при этом не производят никакого впечатления на реальность по большому счету.
И я думаю, что нужно как-то не так… Наверное, для начала нужно отделить свой собственный индивидуальный мир от мира вообще. И понять, что если в первом и возможны перемены, то про второй мы и знать-то почти ничего не знаем, и изменить его не можем. Если, конечно, объективная реальность вообще существует, в чем мы с Джорджем Беркли сомневаемся.
А насчет первого – я верю, что его можно изменить, но вовсе, вовсе не грубым насилием – мол, с сегодняшнего дня жизнь будет такой. Точка. Нет, но можно четко для себя сформулировать намерение и аккуратно начать двигаться в эту сторону. Искать подходящие методики в первую очередь для работы с собой.
Например, у вас в мире нет анютиных глазок, а хочется, чтобы были.
Сначала обычно следует попытка просто насадить их где ни попадя (вот этот толстовский простенький вариант – давай проломим ситуацию и посмотрим, что получится). Иногда это срабатывает, и тогда можно жить дальше и не мучаться. Но обычно проваливается. Почва не та. Не растут. Их не просто так нет, а почему-то и зачем-то.
Дальше могут последовать:
Суррогатные позитивные варианты: нарисовать что-то, похожее на анютины глазки. Или назвать анютиными глазками другой цветочек. Или найти еще какой-нибудь способ убедить себя, что они есть, когда их нет.
Суррогатные негативные варианты: убедить себя, что анютиных глазок не хочется и не надо. Что идиоты все те, у кого они есть. Что от них только головная боль и аллергия. О, как счастлив тот, у кого нет анютиных глазок и насколько он тоньше, богаче и духовнее всех тех, у кого они есть.
Но если обмануть себя не удается, то тогда начинается...
Долгая-долгая работа. И над собой: почему так вышло? Что мои родители думали об анютиных глазках? Чего я на самом деле боюсь в этих цветочках? … потихоньку добавляем в почву правильные элементы, ищем сочетание минералов для подкормки, проводим систему изощренного полива…
И ничего не происходит.
А потом есть два варианта событий. Если ты все делаешь  правильно.
Первый вариант: вдруг замечаешь на обочине бутончик. Холишь его и лелеешь. Его затаптывает каток и ты плачешь два месяца по ночам. Потом – ох! – он прорастает рядом с асфальтом или даже сквозь него. И потом еще один. И на лужайке. И под кустом сирени на автобусной остановке… И через какое-то довольно долгое время ты забываешь о том, что в твоем мире не было анютиных глазок. Потому что они есть.



Второй вариант: Ничего не происходит. Ни бутончика, ни катка. Ты работаешь. Ничего. Тебе кажется, что все усилия тщетны. Пишешь гневные письма Богу. Но продолжаешь пыхтеть. Продолжаешь биться головой о стенку. Ничего. Ничего. Перестаешь надеяться, но продолжаешь работать. Ничего. Ничего. Ничего. Отказываешься от всех усилий, признав, что анютиных глазок в твоем мире не будет никогда. Потом спохватываешься, делаешь еще усилие. Потом опять отказываешься.
И вдруг… когда ты идешь себе спокойно по парку и в уме считаешь деньги, оставшиеся до зарплаты… МИР ВЗРЫВАЕТСЯ АНЮТИНЫМИ ГЛАЗКАМИ. Они летят по небу, кружатся вокруг тебя разноцветными спиралями. Они лучше и прекраснее, чем ты мог себе представить. Ты лежишь на облаке из анютиных глазок, а ветер вплетает их тебе в волосы. Проходит два, три дня… И ты понимаешь – вот теперь можно начинать все сначала. Вихрь, волшебство, радуга анютиных глазок исчезли. Но… теперь их можно посадить и они будут расти. К тому же ты точно знаешь, почему их не было раньше, но это уже не кажется таким важным. Ты берешь лопату, семена, погружаешь руки в сырую, влажную землю… точно зная, что теперь в твоем мире будут расти анютины глазки… только нужно еще поработать.

Увы, бывает и так, что ничего не происходит. Ты говоришь себе: "не в этой жизни..." Но... Во-первых, как правило, по дороге ты получаешь столько знаний, умений, такой опыт, что не жаль всех этих усилий. А во-вторых, мы же действительно не знаем, как отразятся наши честные и серьезные, но безуспешные усилия на следующей жизни. Может быть, в следующей жизни ты станешь (легко и просто) садовником в огромном саду... где будут и анютины глазки, и пионы, и розы, и одуванчики...

Комментариев нет:

Отправить комментарий