четверг, 2 июня 2011 г.

о смелости

Перечитываю "Диалоги с Бродским" Соломона Волкова. Так, вернее, пролистала. И опять наткнулась на место, которое каждый раз меня цепляет очень сильно.

Бродский рассказывает, как его отловили в издательстве два кгб-шника. И стали очень профессионально и вежливо на два голоса петь известную песню: "хотите, чтобы ваши книги были изданы, тогда стучите на знакомых..."

Бродский сначала общается с ними, потом ему это надоедает и он довольно резко и однозначно заканчивает разговор. И дальше он говорит Волкову:

ИБ: Вот такую отмочил им наглость. Но с другой стороны, страха перед ними у меня никакого не было. Потому что если ты отсидел три раза в тюрьме, то пугать тебя уже нечем. Чем - четвертым, пятым, шестым разом? (выделено мной - КМ)

Бродский на воспитательных
работах
Понимаете? Меня это поразило еще давным-давно, когда я читала это впервые. Потому что - да. Если ты сидел в тюрьме и там было ужасно, то тебя можно испугать именно этим. А Бродский этого искренне не понимает. И это не отвага, а скорее особенность отношения к собственной жизни. Сейчас объясню.

Это сейчас очень созвучно тому, что я чувствую после майских школ Ананда и еще некоторых событий моей жизни.

Это - может быть, самое важное, что мы можем сделать с собственным опытом. Кстати, очень люблю шутку: "Опыт - это такая штука, которая появляется сразу после того, как она была нужна".

Человек, переживший что-то сложное, что-то больное. Он может навсегда или надолго остаться испуганным и жить так, чтобы эта боль не повторилась. Помните, гениальный диалог из Служебного романа. Калугина рассказывает, что к ней ходил ... один человек. Долго ходил. А потом женился на ее подруге.

Новосельцев восклицает: "Но я не собираюсь жениться на вашей подруге!"
И она замечает в ответ: "У вас это и не получится. У меня нет подруг. Я их ликвидировала. Уничтожила"

Дальше звонит Вова и они уносятся спасать кошку. Помните?

Мы очень часто поступаем, делаем выбор, именно исходя из страхов. Очень часто мы даже не понимаем, что нас побуждает поступить так или иначе именно страх.

А вот Бродский считает иначе - если в моей жизни это случилось и я с этим справился, то больше я этого бояться не буду. Я справлюсь.

Это потрясающе, да?

Чуть-чуть смещаем акцент и получаем совершенно другую жизненную философию.

Не "мне было больно", а "я справился, я умею, поэтому мне больше не страшно".

Как мне это нравится! И насколько богаче и прекраснее может быть жизнь, если воспринимать свой опыт именно как опыт, который делает нас сильными, сложными... и отважными!


Комментариев нет:

Отправить комментарий