среда, 29 июня 2011 г.

О театре

Решила все-таки кратко высказаться по поводу двух наиболее размусоленных новостей.
Первая – о Таганке. Я могу себе представить – люди в Праге, а им не платят деньги. Это же Прага! Красота, стекло, ПИВО!!! Чешское пиво! Хочется купить подарки родным, хочется насладиться городом, хочется чувствовать себя человеком в этом городе… Мысленно поставьте себя на место артистов.  Я уверена, что в ситуации, когда руководитель группы получает деньги для своей группы, он немедленно должен эти деньги выдать. Они ему что – рабы? крепостные? (судя по высказываниям Юрия Петровича, он примерно так и думал – видимо, новость об освобождении крепостных до него еще не дошла за творческими трудами-то). Или он боялся, что его артисты начнут есть и пить и забудут о работе?
Канарейка любит петь...
но ее все равно надо кормить
И еще – почему считается, что творческие люди должны петь как птицы и не думать о мирском? Я уверена, что артисты получали огромное удовольствие от творчества и испытывали вдохновение и все такое – и как это связано с тем, что они хотят получать деньги за свою работу? Деньги приняты во всем мире за исключением совсем труднодоступных уголков, как эквивалент труда. По-моему, это нормально. Если ты работаешь, ты должен помимо удовольствия, получать зарплату.
И потом – ну что они так вопят о Любимове как художественном руководителе? Я испытываю огромное уважение к людям, сохраняющим свои способности в преклонном возрасте. Но ведь Юрию Петровичу в сентябре этого года исполнится 94 года. Так что решать проблему нового режиссера театру все равно пришлось бы.
Возможно, впрочем, мое сочувствие к практически неизвестным мне актерам связано с тем, что я сама не очень люблю Таганку. Последний спектакль, который мне там понравился, я видела еще в школьном возрасте и даже не в старшем школьном.
Высоцкий в роли Хлопуши
Какие-то смутные воспоминания о Высоцком, ревущем со сцены: «Пропустите, пропустите меня к нему, я хочу видеть этого человека». С тех пор я несколько раз была на Таганке, и это не произвело большого впечатления. В последние годы я там не была ни разу – не хотелось. Общее смутное впечатление скандалов, расколов, непреходящей истерики и несимпатичных мне лиц ведущих артистов (так сложилось, что именно эти артисты по-человечески мне не близки и не очень приятны). Журналист описывает игру актеров: «Играет неистово, с надрывом… бьет наотмашь….» Да, вот это-то я и не любила никогда в театре на Таганке.
То есть для меня потеря Любимова как действующего художественного руководителя пройдет незамеченной. А возможно, если в театре появится кто-то новый, молодой, яркий - это нам всем пойдет на пользу.
Любимов говорит, что его труппа в последнее время утратила интерес к игре на сцене. И мне кажется он не понимает, что это колоссальный камень в его собственный огород – насколько невыносимую обстановку нужно создать, чтобы актер потерял интерес к игре.  
И вообще мерзость – то, что якобы гордо уходящий худрук увольняет толпу народа.
И то, что его жена невнятно говорит то о том, что актеры не имели права на эти деньги, то о том, что суточные будут им выплачены. Значит – до сих пор не выплачены? Как человек, много бывавший в командировках, могу уверенно сказать – суточные платят ДО поездки – смысл этих денег в оплате еды и расходов во время пребывания в другом городе.
Совершенно очевидно, что Юрию Петровичу и его супруге предстоит сделать неприятное открытие: театр им не принадлежит. Пока что, судя по всем их высказываниям, очевидно, что они пребывают в заблуждении, что этот театр – личная собственность супружеской пары, вроде носового платка или чайной чашки. Но очень хорошо, если они сейчас поймут, что это не так: в возрасте Любимова пора уже прощаться с земными ценностями и понимать, что есть ценности другого рода, которые не могут у тебя отнять… Не внешние (слава, деньги, собственный театр… тоже мне Карабас Барабас). Например,  уважение к людям и самому себе… Вот уже точно пора. Как говаривали раньше: о душе пора подумать. А не о деньгах или авторитете. 
И еще одно – если актеры говорят правду и они позволяли Любимову все это время куражиться, издеваться, оскорблять себя, - то они заслужили сегодняшнюю ситуацию. И для них это тоже полезный урок.
В общем, противная история, но полезная для всех участников. Как большинство историй, надо сказать...

1 комментарий:

  1. Я думаю театр - это зеркало, ну в какой то мере, нашей жизни. И то что произошло, это первый хлопок. Перемены в России начнутся только после того, когда мы начнем выдавливать из себя раба. Когда мы не будем сваливать все на кого-то, а начнем ну хотя бы чуть-чуть интересоваться нашими правами. Я, ну конечно за актеров, потому как они, ну это как и мы, быдло, как выразилась жена Любимова. Мы, которые также видим все, чувствуем, но молчим. Тупо. Молчим. Тем надоело, и это класс. С чего то надо начинать, развал СССР после развала МХАТ. Театр начинает...

    ОтветитьУдалить