четверг, 23 сентября 2010 г.

об Эфраиме Севеле - какая жизнь!

Говорили с мамой о современных писателях. Я вспомнила, что совсем недавно, в августе этого года умер Эфраим Севела. В юности я читала несколько его книг, какие-то эпизоды из, на мой взгляд, его лучшей книги «Продай свою мать» я помню всю жизнь почти дословно.  Залезла посмотреть его биографию, впервые.
Какая жизнь у него была, ничего себе!
Когда началась Вторая Мировая война ему было 13 лет. Он ехал в эвакуацию с мамой и младшей сестрой, когда во время бомбежки его сбросило взрывной волной с платформы поезда. Он побродяжничал немножко и прибился к полку противотанковой артиллерии – и, как сын полка, дошел до Германии и был награжден медалью «За отвагу». Когда война кончилась, ему было 17 лет.
На днях моя знакомая говорила мне про одного юношу: «Он же совсем мальчик, еще ничего не понимает, ему всего 23 года» - вот не верю я, что люди так долго остаются «мальчиками» и «девочками»… Хотя, да, говорят, чем благополучнее время, тем дольше детство. Не знаю.
Ну вот. А Севела стал вполне благополучным сценаристом, женился, детей родил. И тут … как я понимаю, неожиданно для самого себя, он участвует «в захвате приёмной Президиума Верховного Совета СССР группой из 24 человек, требовавших разрешить советским евреям репатриироваться в Израиль (хотя, по собственному признанию, ранее не был ни диссидентом, ни сионистом). После суда над группой был вместе с семьёй (и остальными участниками акции) выслан из СССР» (цитата из википедии).


Пожил немножко в Израиле – и тут – бац! – во время, между прочим, праздника Йом-Кипур, египетские и сирийские войска вторгаются в Израиль и начинают т.н. войну Судного дня. Первые два дня они более-менее побеждают (видимо, последствия праздника дают себя знать) – чем, кстати, потом очень гордятся. Потом израильтяне собираются с мыслями и гонят их вон. А 45-летний Эфраим Севела «на второй день войны «подбил из советской „базуки“ два танка Т-54 и противотанковую пушку», был ранен».

После чего, с чувством выполненного долга, уезжает в США. Ему 49 лет. Это к вопросу о высказываниях типа «Мне уже 32, я не смогу начать жизнь сначала!».


В Америке он начинает писать уже не сценарии, а книги и рассказы. Переезжает еще несколько раз, и живет то в Лондоне, то в Западном Берлине, то в Париже. В 58 лет он снимает свой первый фильм, отчего-то в Польше. И потом еще несколько.


В 90 году (ему 62 года) – возвращается в СССР, который тут же благополучно прекращает существование. Вообще, удивительно, что этот неугомонный тип не сидел с автоматом под стенами Белого дома или не носился где-нибудь под пулями. Хотя, может и носился, просто википедия об этом не пишет.


В какой-то момент он еще и женился второй раз.


Потрясающий мужик был, да? Смелый и совсем непривязанный, свободный очень.

Комментариев нет:

Отправить комментарий