среда, 25 мая 2011 г.

Три школы Ананда

В этом году впервые получилось так, что я попала на три большие школы Ананда почти что подряд. Раньше никогда не было возможности, денег, времени. А тут получилось. И это очень интересно.

Первая - зимняя - школа была о том, что мир такой, какой он есть. И он не обязан быть таким, как ты себе представляешь. О взаимодействии с миром, в котром есть не только ослепительное голубое небо, украшенное заснеженными верхушками сосен, но и каша с тыквой. Улыбающиеся лица друзей и сообщников по эзотерической тусовке и сильная боль, такая сильная, что уже не понять - душевная она или физическая - когда во время занятия общий процесс вдруг попадает на особенно свежую рану. На время зимней школы мы попали в некомфортный мир, где было очень холодно, очень неудобно, душ отделен занавесочкой... То есть зимняя школа была о том, что мир - всякий и человек достаточно силен, чтобы в нем жить, но обычно слишком упрям в своих ожиданиях и представлениях, чтобы жить счастливо. Как-то так.

Майская школа в Коктебеле для меня была попыткой сложить себя как разбросанный паззл. Когда-то давно я уже использовала эту метафору в общении с друзьями. Мы собираем себя и свою жизнь из кусочков как паззл. Вот дом. Дети. Вот я - такой. И вот я - другой. Вот моя профессия. Личный опыт. То, что нравится и не нравится. Друзья. Знакомые. Враги. Бог, в конце концов - все становится кусочком большого сложного паззла: "Я и Моя Жизнь". А однажды в распахнутое окно влетает ветер, подхватывает эту, уже почти что собранную картинку. И часть кусочков остаются лежать на столе, некоторые даже все еще соединены во фрагменты картинки. Только теперь уже не так просто понять - что это? Путешествие на Мадагаскар или хвост от кота или вообще новый набор кастрюль... Но лежат, остались. Часть кусочков попадали на пол. И кто-то, может быть, даже ты сам, успел наступить на них грязным башмаком. Что-то можно поднять, отряхнуть, поставить на место. Что-то уже не хочется класть на стол. Или просто под следом ребристой подошвы уже не разобрать цвета этих кусочков. А часть кусочков паззла вылетели в окно. Их больше нет и не найти, ветер унес их куда-то в иные края, где, возможно, нам было бы лучше...

Это, кстати, цитата. Я когда-то очень любила повесть Робера Мерля "Мадрапур". Я и сейчас считаю ее одним из наиболее странных и интересных произведений европейской литературы 20 века. Там была одна из тех удивительных пословиц, которые иногда встречаются в хороших книгах:

Schon ist's vielleicht anderswo,
   – Doch-hier sind wir sowieso.
Где– то есть другие края, где, возможно, нам было бы лучше.
   Но пока, ожидая того, пребываем мы именно здесь.
Вот с этим я приехала на школу Ананда в Коктебель: где эти кусочки паззла, которые казались неизменными, необходимыми? Кто я и какая я на самом деле?

Уезжала я живая, цельная, веселая и абсолютно не из кусочков. Целиком уезжала.

И вот - майская школа Ананда в Москве. Она совсем другая. Светлая, нежная, веселая. Легкая - не в плане выполнения техник, как раз кое-что сделать очень сложно. И я к ней пришла другая - более легкая, более смелая, более живая. Мне кажется (хотя, возможно, пиковый момент школы будет в выходные) - но сейчас мне кажется, что я все время разбираюсь в том, чего я хочу. И это радостно. Что-то о силе. О смелости. О доверии себе. На самом деле, можно будет это понять, только когда школа закончится, осядет, устоится внутри...

И вот я думаю: я ведь не собиралась ехать в Коктебель в этом году. Я поеду на Корфу. Но... Так интересно - о чем будет летний Фестиваль в этом году? И отчего-то кажется, что я все-таки выберусь туда...

И еще два момента. Первый: необходимое примечание. Разумеется, речь идет о моем восприятии. Я точно знаю, что другие Мастера и студенты видели в этих школах что-то другое.

И второй, просто не могу удержаться. Раз уже я вспомнила о Мадрапуре. Герои повести летят в очень странном самолете. Они постепенно понимают, что они летят не туда, не так, полет затягивается... потом выясняется, что и пилотов нет, а управляется самолет с помощью чьей-то дистанционной воли... (я говорила - это очень странная повесть, метафизическая, философская и в то же время - очень человеческая). Вот маленький кусочек текста оттуда, который я очень люблю.

– Но тогда, – в крайнем раздражении говорю я, – что мы здесь делаем?
   Робби долго смотрит на меня задумчивым взглядом и говорит удивительным по своей мелодичности голосом:
   – Вы хотите сказать: когда за плечами у нас так мало времени и так мало осталось его впереди?
   Я ошеломлен тем, как он истолковал мой вопрос. И в то же время настолько парализован страхом, что у меня мгновенно пересыхает во рту. Разумеется, я хотел спросить его не об этом, и, однако, какая-то неведомая сила заставляет утвердительно кивнуть, словно я говорю: «Да, Робби, что же мы делаем здесь, когда за плечами у нас так мало времени и так мало осталось его впереди?» Но отчего смог я внезапно ощутить уверенность, что мгновения, приближающие нас к концу, истекают так быстро?
   Робби глядит на меня иронично и вместе с тем приветливо, затем мягко говорит:
   – Но этот вопрос, Серджиус, вы могли задать себе и на земле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий